3 апреля был отстранен с должности сотрудника музея-заповедника «Казанский Кремль», куда относилась мечеть«Кул-Шариф», Рамиль Юнусов. Сам «Кул-Шариф» незадолго до этого перешел из под юрисдикции Кремля под контроль ДУМ РТ и на должность мечети муфтий Ильдус Файзов назначил самого себя.
Данное решение вызвало бурную реакцию в мусульманских кругах республики, и разгорелся конфликт между Р. Юнусовым и И. Файзовым. Р. Юнусов быстро среагировал, и собрались его сторонники в количестве 400 человек, в том числе прибыла и группа поддержки с Нижнекамска, где начинал свою карьеру Юнусов, планировалась и более масштабная акция. На этом фоне Р. Юнусов стал вести переговоры с руководством Республики, для разрешения данного конфликта.
В пятницу И.Файзов посетил мечеть, где его встретили прихожане негодующим гулом и оскорбительными выкриками. Слова И. Файзова, что он как руководитель ДУМ РТ является первым имамом всех мечетей республики, и что Юнусов остается вторым имамом не успокоили прихожан. В итоге Р.Юнусов бы восстановлен в должности первого имама мечети самим И. Файзовым с одобрения руководства Республики.
Если попытаться разобраться в причинах этого конфликта, то необходимо вначале изучить конфликтующие стороны.
Относительно И. Файзова можно сказать, что он родился в 1963 в селе Бол. Тарханы Тетюшского района ТАССР. С 1989 по 1998 гг по окончании театрального училища работал в Казанском драматическом театре им. К.Тинчурина. В 2000 г. окончил Казанское мусульманское медресе им. 1000-летия принятия Ислама, а в 1999—2010 являлся заведующим отделом пропаганды ДУМ РТ. В 2010 году избран первым заместителем Председателя Духовного управления мусульман РТ. 13 апреля 2011 года избран муфтием Татарстана.
Он пришел на должность муфтия ДУМ РТ со сменой руководства Республики, не имеет хорошего духовного образования, но хорошо зарекомендовал себя в борьбе с мусульманами и Исламом, выступал на судах против носителей призыва в качестве свидетеля обвинения и продвинут на эту должность при непосредственном участии ФСБ. Имеет их полную поддержку.
В качестве муфтия начал бурную деятельность по устранению «инакомыслия» среди имамов и мусульман и всего того, что не соответствует «традиционному Исламу» с точки зрения государства и спец служб. Тем самым стал крайне непопулярным и ненавистным среди мусульман.
Юнусов Рамиль Мунаварович родился 19 июля 1969 года в селе Аксу Буинского района РТ. С 1992 по 1997г обучался в Исламском университете в г. Медина. В 1999 – 2001 гг. издавал молодежный научно-просветительский журнал «Оазис» в Казани. С 2002 г. работал имам-мухтасибом Нижнекамского района и города Нижнекамска и ректором Нижнекамского медресе «Рисаля». Занимался активным развитием мусульманской инфраструктуры города. С 2005 года является имамом-хатыйбом мечети «Кул-Шариф» Казанского Кремля. До 2010 года возглавлял татарстанский Совет улемов. является казыем (богословским судьей) Южного казыята (от Елабуги до Агрыза) Татарстана. До 2010 года был и.о. первого заместителя муфтия Татарстана
Нижнекамск является местом сильного влияния салафизма и Р. Юнусов несмотря на то, что сотрудничал с муфтиятом и руководством Республики имел и сохранил поддержку салафитов. В Казань он переехал вслед за тем, как на пост мера Казани из Нижнекамска перебрался Ильсур Метшин. Был в свое время одним из кандидатов на пост муфтия .
Имел хорошие отношения с бывшим муфтием Гусман Исхаковым и сохранил их и сейчас во многом, благодаря общему знаменателю в лице Равиля Гайнутдина, который был в хороших отношениях с ними обоими. Их связи не ограничивались лишь личными отношениями, но и другими интересами.
На этом фоне необходимо обратить внимание на один факт. В Минюст поступило заявление от Гусмана Исхакова о создании второго муфтията в РТ, который объединит, скорее всего, несколько мечетей Казани, а так же многие приходы закамского региона в Альметьевском, Нижнекамском и Н Челнинском районах.
Эти действия по созданию альтернативного муфтията Г. Исхаков, начал при поддержке Р. Гайнутдина в лице СМР, который сильно потерял с назначением И. Файзова на должность ДУМ РТ, который вывел муфтият из этой организации.
Скорее всего, именно это событие и повлияло на отстранение Р. Юнусова, так как И. Файзов испугался потере своего влияния, имея оппозицию в самой значимой мечети Татарстана. К тому же не безосновательны слова тех, кто говорит, что одним из мотивов, побудивших к таким действиям И. Файзова является огромная доходность мечети. Ведь стало крайне популярным и символичным проведение никаха в «Кул-Шариф». Где ежедневно проводится по несколько никахов.
Опасения И. Файзова небезосновательны. Гусман Исхаков сохранил сильную поддержку как среди религиозных деятелей, так и среди руководства РТ. Как уже писалось выше, мэр Казани Ильсур Метшин является протеже Р. Юнусова, Г. Исхаков имеет хорошие отношения с М. Шаймиевым, который и сейчас является одной из ключевых фигур в Татарстане. И пока он был президентом, не позволял недовольным спецслужбам поменять его. К тому же руководству республики не очень нравится, когда имеющие определенную автономность ФСБ пытаются управлять по-своему, а И. Файзов это их не вполне удачный проект. Спец службы, привыкшие все неугодное подавлять и не привыкшие к политическому управлению, допустили возникновение сильной напряженности в умме. И. Файзов не имеет авторитета среди мусульман и появление подконтрольного оппозиционера муфтию на пользу Казанскому Кремлю, так как он имеет возможность сплотить недовольные силы и сохранить над ними контроль. Все это в совокупности и привело к позорному провалу начинания И. Файзова.
К тому же Г. Исхаков имеет мощную финансовую сторону. Ведь незадолго до своего отстранения смог вывести из-под контроля муфтията самый сильный финансовый ручей в виде турфирмы «Идель Хадж», оборот которого составляет сотни миллионов рублей в год. Чем вызвал зависть И. Файзова, который создал конкурирующую фирму «Хизмет Тур» и между этими фирмами идет конкурентная война.
Г. Исхаков совместно с Гайнутдиновской СМР, которая в последнее время все настойчивее пробивающаяся на территорию республики, и пытающаяся влезть во все контролируемые ДУМ сферы, начиная с приходов и заканчивая сертификацией «халяль», представляет серьезную силу и сильно тревожит И. Файзова и заставляет его действовать против данной группы.
Все описываемое является очередной фитной в среде мусульман. Вместо того, чтобы работать на укрепление Ислама и вести к пробуждению религиозные деятели заняты разборками друг с другом, борются за влияние и за денежные потоки.
Источник данного конфликта не в среде мусульман и даже не на территории Республики и его руководстве. На самом деле это все исходить от политики Московского Кремля. Они поддерживают образование многочисленности разных ДУМов и прочих мусульманских организаций и провоцируют возникновение конфликтов между ними, поддерживая то одну, то вторую сторону, дабы обеспечить баланс сил. Так, например, из их действий то, что они помогли ЦДУМ в лице Альбира Крганова зайти на территорию Москвы, где до этого бесконтрольно хозяйничал Р. Гайнутдин и поддержали его, дабы он обрел влияние.
На такую политику Кремля Равиль Гайнутдин намекнул на встрече премьеру В. Путину, которая состоялась 8 февраля 2012 года
«Когда Вы уходили с поста президента на должность председателя правительства страны, на территории нашей страны на федеральном уровне действовали три централизованных мусульманских объединения. На сегодняшний день в нашем государстве работающих на федеральном уровне, может быть, даже некоторые из них абсолютно не известны и никто их ни за какой авторитет не считает, но, однако, федеральная власть считает, что их семь,» — сказал Гайнутдин.
По мнению муфтия, отсутствие организационного единства не дает возможность создать единую отечественную систему исламского образования, что также усиливает чуждое России влияние. Равиль Гайнутдин подчеркнул, что в результате «войны муфтиятов» мусульманская молодежь попадает под влияние религиозных течений, проникающих из-за рубежа.
Владимир Путин, в ответ на выступление муфтия, подчеркнул, что государство не намерено вмешиваться в дела религиозных организаций. «Мы ни в коем случае не будем подталкивать, влиять на то, как самоорганизуются эти организации, не будем подталкивать к делению, дроблению, но не будем и навязывать своих решений, связанных с консолидацией. Это все-таки внутреннее дело самой религиозной общины», — добавил он.
Эта политика Кремля основана на их ошибочном понимании реальности мусульманских организаций и ДУМов. По их мнению, эти ДУМы и организации центры мусульман вокруг которых вращаются все их дела и соответственно, если они заняты конфликтами между собой, то это тормозит развитие Ислама. На самом деле роль этих организаций далеко не такая. Основная масса мусульман уже давно не доверяет этим религиозным лидерам и осознала роль этих организаций и ДУМов в борьбе с пробуждением мусульман и их сотрудничестве с куффарскими властями.
ИншаАллах козни кафиров не навредят Умме, а наоборот послужат дополнительным толчком их развитию.
А так называемому «духовенству» хотелось бы напомнить об их ответственности перед Всевышним и о том, на чьей стороне они находятся, и чьи интересы представляют и на чью поддержку они опираются в своих делах.
«Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (11:113).