Не дозволяется совмещать пост в месяц Рамадан и пост искупления (каффарат) за непреднамеренное убийство

От аль-Абида Лиллях

Вопрос:

Ассаляму алейкум.

Да поможет Вам Аллах в Вашем деле. Можно ли совмещать пост искупления (каффарат) за непреднамеренное убийство в месяц Шабан с постом в месяц Рамадан, учитывая тот момент, что пост искупления является ваджибом только тогда, когда нет раба для освобождения, а пост в месяц Рамадан — изначально ваджиб? Другими словами, могу ли я совместить пост искупления месяца Шабан с постом в месяц Рамадан?

Пусть Аллах воздаст Вам благом!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

  1. Не дозволяется совмещать пост искупления (каффарат) за непреднамеренное убийство с постом в месяц Рамадан. Причина этого заключается в том, что это совершенно два разных хукма, не связанных между собой. Пост искупления (каффарат) за непреднамеренное убийство — это непрерывный пост продолжительностью в два месяца для того, кто не имеет раба для освобождения или кто не способен накормить шестьдесят бедняков. Об этом говорится в Коране:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ أَن يَقْتُلَ مُؤْمِنًا إِلَّا خَطَأً ۚ وَمَن قَتَلَ مُؤْمِنًا خَطَأً فَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مُّؤْمِنَةٍ وَدِيَةٌ مُّسَلَّمَةٌ إِلَىٰ أَهْلِهِ إِلَّا أَن يَصَّدَّقُوا ۚ فَإِن كَانَ مِن قَوْمٍ عَدُوٍّ لَّكُمْ وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مُّؤْمِنَةٍ ۖ وَإِن كَانَ مِن قَوْمٍ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُم مِّيثَاقٌ فَدِيَةٌ مُّسَلَّمَةٌ إِلَىٰ أَهْلِهِ وَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مُّؤْمِنَةٍ ۖ فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ شَهْرَيْنِ مُتَتَابِعَيْنِ تَوْبَةً مِّنَ اللَّهِ ۗ وَكَانَ اللَّهُ عَلِيمًا حَكِيمًا

«Верующему не подобает убивать верующего, разве что по ошибке. Кто бы ни убил верующего по ошибке, он должен освободить верующего раба и вручить семье убитого выкуп, если только они не пожертвуют им. Если верующий был из враждебного вам племени, то надлежит освободить верующего раба. Если убитый принадлежал к народу, с которым у вас есть договор, то надлежит вручить его семье выкуп и освободить верующего раба. Кто не сможет совершить этого, тому надлежит поститься в течение двух месяцев непрерывно в качестве покаяния перед Аллахом. Аллах — Знающий, Мудрый» (4:92). Из аята становится ясно, что требуется соблюдать непрерывный пост в течение двух месяцев в качестве искупления (каффарата), при этом данный пост не охватывает другие посты, которые, в свою очередь, необходимы для достижения иных целей, как, например, пост в месяц Рамадан. Шариатский текст о посте в Рамадан звучит так:

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَىٰ وَالْفُرْقَانِ ۚ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185). Как видно, данный текст отличается от текста об искуплении за непреднамеренное убийство, поэтому они никак не пересекаются друг с другом. В свою очередь, я прошу Аллаха помочь Вам в несении ноши данного испытания и увеличить Вашу награду, ведь Аллах заботится о праведных рабах.

  1. В случае, когда человек на постоянной основе не может поститься, и на то есть шариатская причина, учёные разделились в этом вопросе на два мнения:

а) такой человек не обязан кормить бедных, потому что Аллах не упомянул о кормлении бедных, когда человек не может соблюдать пост искупления за непреднамеренное убийство. Ведь если бы кормление имело место, то Всевышний упомянул бы об этом, как Он упомянул об этом в искуплении за зихар. Таково мнение большинства учёных.

б) делается кыяс между искуплением за непреднамеренное убийство с другими видами искупления (каффаратами), такими как искупление за зихар. А значит, становится ваджибом накормить шестьдесят бедняков, если человек не может поститься подряд шестьдесят дней (т.е. непрерывно два месяца). Аллах говорит:

وَالَّذِينَ يُظَاهِرُونَ مِن نِّسَائِهِمْ ثُمَّ يَعُودُونَ لِمَا قَالُوا فَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مِّن قَبْلِ أَن يَتَمَاسَّا ۚ ذَٰلِكُمْ تُوعَظُونَ بِهِ ۚ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ ‎٣‏ فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ شَهْرَيْنِ مُتَتَابِعَيْنِ مِن قَبْلِ أَن يَتَمَاسَّا ۖ فَمَن لَّمْ يَسْتَطِعْ فَإِطْعَامُ سِتِّينَ مِسْكِينًا ۚ ذَٰلِكَ لِتُؤْمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ ۚ وَتِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ ۗ وَلِلْكَافِرِينَ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Те из вас, которые объявляют своих жён запретными для себя, говорят слова предосудительные и лживые. Их жены — не матери им, ведь их матерями являются только женщины, которые их родили. Воистину, Аллах — Снисходительный, Прощающий. Те, которые объявляют своих жён запретными для себя, а потом отрекаются от сказанного, должны освободить одного раба прежде, чем они прикоснутся друг к другу. Этим вас увещевают, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (58:2,3). Это является одним из мнений шафиитов.

  1. Я же склоняюсь к тому, что человек, неспособный поститься два месяца подряд в связи с наличием у него шариатской причины, не должен ничего делать в таком случае. Аллах лучше знает, но, скорее всего, ему необходимо просить прощения у Аллаха и приближаться к Нему через дополнительные деяния (нафиля). Что же касается того, почему мы не делаем кыяс между искуплением за непреднамеренное убийство с искуплением за зихар, то причина этого заключается в том, что в тестах об искуплении (каффаратах) нет иллята.

В книге «Исламская личность», 3 том, в главе: «Условия хукма основы (асль)» говорится: «5) Основной хукм (асль) не должен отклоняться от правил кыяса. Такие отклонения делятся на два вида:

а) то, чьё значение невозможно понять разумом, поскольку оно либо является исключением из общего правила, либо изначально ниспослано таковым. В качестве примера исключения из общего правила можно привести случай с Хузаймой, когда свидетельство его одного заменяло свидетельство двух человек. Об этом упомянул Бухари. Случай с Хузаймой невозможно объяснить разумом, плюс его свидетельство — исключение из общего правила. В качестве примера того, что было изначально ниспослано таковым, можно привести количество ракяатов в намазе, нисаб закята, величину худудов и каффаратов. Хоть эти вопросы и невозможно объяснить разумом, но при этом они не являются исключением из общего правила.

В обоих случаях недопустимо использование кыяса» (конец цитаты).

Я надеюсь, что этот ответ будет достаточным, но Аллаху более известно!

15 Шабана 1443 г.х.
18.03.2022 г.

Cерия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

 

Метки статьи