Каждый поступок должен иметь ценность, которую люди стремятся получить

От Мухаммада Загаля

 Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Наш достопочтенный шейх, да защитит Вас Аллах и поддержит Вас теми, через кого Он оказывает помощь религии.

Мой вопрос связан с темой ценностей в книге «Концепция ХТ». Я бы хотел узнать, гуманную или духовную ценность приобретает человек, когда посещает халакаты и выполняет дела призыва, которые являются частью деятельности по установлению Халифата?

Также ведёт ли к осуществлению духовной, гуманной, моральной и материальной ценностей деятельность самого государства?

Пусть Аллах благословит Вас, а Ваши деяния обернутся для нас благом!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

Во-первых, учитывая, что Вы в своём вопросе упомянули книгу «Концепция ХТ», то я приведу оттуда цитату, что позволит внести большую ясность в ответе на Ваш вопрос: «Говоря же о цели совершения какого-либо поступка, следует сказать, что любой человек при совершении поступка должен иметь цель, ради которой он совершает данный поступок. Этой целью и будет считаться ценность поступка. Следовательно, каждое действие должно иметь ценность, которую человек стремится обрести, предпринимая соответствующее действие, иначе оно было бы напрасным. Человек не должен понапрасну и без цели совершать поступки. Совершая поступок, он должен учитывать осуществление его ценности, ради которой он совершает его (поступок).

Ценность поступка может быть материальной, как, например, торговые, сельскохозяйственные, производственные и тому подобные дела. Ведь целью выполнения этих дел является извлечение материальных выгод, т.е. прибыли. Эта ценность имеет своё место в жизни человека. Ценность поступка может быть и гуманной, например, спасение утопающих, оказание помощи тем, кто находится в беде, ибо здесь целью поступка является спасение человека вне зависимости от расы, национальности, религии и других вещей.

Ценностью поступка может быть и нравственность, например, честность, верность, милосердие, так как целью здесь является нравственная сторона, невзирая на материальную выгоду или же гуманность. Так нравственное отношение помимо человека может быть обращено и к кому-то другому, как, например, забота о животных и птицах. Иногда от нравственного поступка может исходить материальный убыток, тем не менее, осуществление его ценности является обязательным, чем и будет нравственный аспект. Существует и духовная ценность поступков, как, например, совершение обрядов поклонения. Ибо здесь целью не является приобретение материальной прибыли, гуманности и нравственных качеств. Единственной целью исполнения вышеназванных поступков является поклонение. Поэтому при выполнении обрядов поклонения необходимо учитывать осуществление только духовной ценности, невзирая при этом на другие ценности.

Эти четыре ценности являются ценностями для всех поступков человека, и он стремится осуществить их, когда выполняет каждый свой поступок.

Оценка любого человеческого общества в жизни осуществляется в соответствии с этими ценностями и в соответствии со степенью их реализации в обществе, а также тем, что обеспечивает им достижение комфорта и спокойствия. Поэтому для того, чтобы участвовать в деле достижения процветания и прогресса своего общества и в то же время обеспечить процветание и спокойствие самого себя, мусульманин должен прилагать все свои усилия для осуществления этих ценностей в каждом своём поступке.

На самом деле, эти ценности сами по себе не преобладают друг над другом и не равны между собой. Это объясняется отсутствием в них признаков, на основе которых можно было бы поставить одну ценность над другой или же уравнять их между собой. Ценность — это результат, который человек намеревается получить от выполнения определённого поступка <…> Люди, у которых преобладают духовные чувства и сильны склонности к ним и которые безразличны к материальным ценностям, ставят духовные ценности выше материальных. В результате чего они уделяют внимание только обрядам поклонения и ведут аскетический образ жизни. Таким образом, они пренебрегают жизнью, ибо она является материей. Вследствие этого появляется материальная отсталость общества. Благодаря таким людям падает уровень развития общества, в котором они живут, и в нём широко распространяются безделье и застой. А те люди, у которых преобладают материальные склонности, которые одержимы своими страстями, которые безразличны к духовным ценностям, ставят на первое место материальную ценность и только её стремятся достичь. Поэтому идеалы у них бывают многочисленными. По причине таких людей общество дестабилизируется, и в нём процветает порочность и зло.

Следовательно, будет ошибкой предоставить человеку самому определять эти ценности. Определять эти ценностей должен Создатель человека, т.е. Аллах.

Поэтому необходимо, чтобы Шариат определял для человека ценности и время их осуществления, а человек в соответствии с этим приобретал их.

Шариат разъяснил решения жизненных проблем посредством повелений и запретов Аллаха и предписал человеку жить в соответствии с этими повелениями и запретами. Он также разъяснил поступки, которыми достигается духовная ценность, чем и являются обязательные и дополнительные виды поклонения. Он также разъяснил качества, которыми достигается нравственная ценность. Осуществление материальной ценности, которая необходима человеку для удовлетворения основных своих нужд и потребностей, а также тех нужд и потребностей, которые выходят за рамки необходимых, должно быть строго в соответствии со специальной системой законов. Эта система законов определена человеку Шариатом, и ему запрещено отклоняться от этой системы. Человек должен действовать, чтобы достичь этих ценностей через повеления и запреты Аллаха и оценивать их согласно разъяснениям Шариата» (конец цитаты).

Во-вторых, что касается роли государства в реализации этих ценностей, то ответ на этот вопрос заключается в прояснении следующих вещей:

1) Ценность поступка — это цель, ради которой человек совершает поступок. Ценность — это цель поступка, а тот, у кого есть цель в поступке — это человек, т.е. человек, идентифицированный как Мухаммад, Зайнаб, Фатима или Халид. Когда они совершают действие, они намереваются получить от этого действия определённую ценность. Если Мухаммад совершает торговое действие, то он намеревается получить материальную прибыль, которая представляет собой материальную ценность. Если Зайнаб совершает молитву, то она намеревается получить духовную ценность. Если Фатима правдива, то она намеревается получить нравственную ценность, а если Халид помогает нуждающемуся человеку, то он намеревается получить гуманную ценность. Таким образом, ценность представляет собой цель человека, достичь которую он хочет, совершая поступок. То есть тот, кто совершает поступок с целью приобрести ценность, это человек (индивид).

Поэтому в теме ценностей книги «Концепция ХТ» говорится, что ценности осуществляются личностью, а не государством.

2) Здесь я повторно приведу то, что было упомянуто в книге «Концепция ХТ»: «Следовательно, будет ошибкой предоставить человеку, самому определять эти ценности. Определять эти ценностей должен Создатель человека, т.е. Аллах.

Поэтому необходимо, чтобы Шариат определял для человека ценности и время их осуществления, а человек в соответствии с этим приобретал их.

Шариат разъяснил решения жизненных проблем посредством повелений и запретов Аллаха и предписал человеку жить в соответствии с этими повелениями и запретами. Он также разъяснил поступки, которыми достигается духовная ценность, чем и являются обязательные и дополнительные виды поклонения. Он также разъяснил качества, которыми достигается нравственная ценность. Осуществление материальной ценности, которая необходима человеку для удовлетворения основных своих нужд и потребностей, а также тех нужд и потребностей, которые выходят за рамки необходимых, должно быть строго в соответствии со специальной системой законов. Эта система законов определена человеку Шариатом, и ему запрещено отклоняться от этой системы. Человек должен действовать, чтобы достичь этих ценностей через повеления и запреты Аллаха и оценивать их согласно разъяснениям Шариата» (конец цитаты).

3) Здесь вырисовывается миссия государства, заключающаяся в том, что оно должно контролировать получение этих ценностей в соответствии с хукмами Шариата. И человеку не остаётся ничего, кроме как совершать поступки, ведущие к получению всех четырёх ценностей (духовной, нравственной, гуманной и материальной) в соответствии с повелениями и запретами Аллаха.

Такова задача и роль государства, заключающаяся в контроле за осуществлением людьми вышеупомянутых ценностей в соответствии с шариатскими законами, независимо от того, являются ли ценности духовными, нравственными, гуманными или материальными. Государство использует соответствующие для контроля способы, такие как наставление или разъяснение в соответствии с шариатскими законами. Если подобные способы не удерживают человека от нарушения шариатских предписаний, то государство имеет право применить наказание. Это делается для того, чтобы гарантировать осуществление вышеупомянутых ценностей со стороны индивидуумов в соответствии с приказами и запретами Аллаха.

И этому я отдаю своё предпочтение и считаю правильным, но Аллах знает лучше.

 

 

26 Джумада аль-ахира 1443 г.х.
29.01.2022 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

 

Метки статьи