Подарки покупателю

от Абу аль-Бары Мухаммада ибн Али

Вопрос:

Ассаляму алейкум уа рахматулЛахи уа баракятуху.

Дорогой наш шейх! Пусть Аллах озарит Ваш разум и укажет на более правильные решения. Мы просим Аллаха, чтобы Он направил к Вам благочестивых обладателей силы.

Хотел Вас спросить о том, что иногда некоторые владельцы магазинов прибегают к различным способам в продаже своих товаров для привлечения клиента. Например, если клиент покупает что-то за 20 динаров, то он получает возможность принять участие в розыгрыше, где имеется приз. Отсюда возникают вопросы: дозволена ли реклама подобного розыгрыша? Или это запрещено? Если владелец магазина включил покупателя без его ведома в список участников розыгрыша, ложится ли грех на покупателя? Или же харам ложится на плечи владельца магазина?

Пусть Аллах благословит Вас и как можно скорее соберёт нас для дачи присяги Вам в Байт уль-Макдисе.

Ответ:

Уа алейкум ассалям уа рахматулЛахи уа баракятуху.

На подобный вопрос мы уже отвечали от 14.05.2007, поэтому я приведу Вам ответ оттуда: «Что касается торговли «Гарар», то она — батыль (в основе неправильная). Поэтому продаваемый товар должен быть известен для покупателя. Если товар известен, то и торговая сделка правильная. Если же товар неизвестен, то такая сделка — батыль.

Что касается упомянутых Вами положений, то здесь имеется отличие в их реальности, а, следовательно, у них будут разные хукмы:

1) Тому, кто покупает тот или иной товар, давать что-то сверх этого будет считаться подарком, что, в свою очередь, является дозволенным по Шариату. Следовательно, такая торговая сделка будет правильной, а надбавка будет расцениваться как подарок.

2) Класть известную вещь (ложку, детские часы и т.п. вещи) в качестве подарка, или класть бумажку с названием подарка в известный товар, дабы покупатель, найдя её, пришёл к торговцу и получил свой подарок — всё это дозволено. Ведь торговая сделка считается правильной, если товар известен. Например, в некоторые упаковки влажных салфеток «Kleenex» иногда добавляют подарки. Сделка правильна, т.к. оплата была за упаковку «Kleenex», и поэтому не важно, нашёл покупатель в ней подарок или нет. Что касается торговца, то в основе он не обязан давать подарок покупателю, поэтому если в случае покупки покупатель обнаружит подарок, то это — правильная сделка, а если не обнаружит, то всё равно сделка останется правильной.

3) Однако продажа уже закрытых контейнеров будет считаться торговой сделкой «Гарар», что, в свою очередь, запрещено по Шариату. Ведь закрытый контейнер:

— может быть пустым,

— в нём может находиться вещь, которая дороже уплаченной суммы,

— может оказаться равный уплаченной сумме цене товар,

— а может находиться вещь дешевле уплаченной суммы и т.д.

Всё это будет из раздела торговли «Гарар».

4) Получение права на участие в розыгрыше тем, у кого в товаре находился призовой номерок, в большей степени говорит о том, что это будет относиться к азарту (майсир, кымар). Ведь кымар — это когда победивший берёт у проигравшего что-то в качестве выигрыша. Таким образом, положение, когда победитель берёт выигрыш у проигравших, относится к кымару.

Поэтому, если группа людей играет в карты, а победитель в качестве выигрыша забирает что-то у проигравших, то это будет относиться к кымару, а, следовательно, будет харамом. Также если двое соревнуются на скакунах, велосипедах, автомобилях и т.п. вещах, а затем победитель берёт что-то у проигравшего, то это кымар.

Или если каждый из десяти человек напишет своё имя или цифру на бумаге, далее они поместят это в один барабан или сундук, а затем чью бумажку достанут, тот и забирает с остальных в качестве выигрыша что-то из их средств, это будет кымаром.

Теперь перейдём к номеркам непосредственно внутри товара. Есть очень большая вероятность, что торговец в цену товара заложил и стоимость приза. Например, разыгрывается в качестве приза 1000 динаров, но для этого нужно купить товар и найти бумажку с цифрой 50. Данная бумажка кладётся в одну из упаковок среди 10 тысяч единиц товара. При этом стоимость самого приза закладывается в цену 10 тысяч единиц товара, что составляет надбавку по 0,1 динара к цене каждого товара в отдельности. Таким образом, победитель получает приз от проигравших, и здесь не учитывается тот момент, насколько были осведомлены о розыгрыше все те, кто приобретал данный товар.

Кто-то может сказать, что торговец продавал товар как обычно, без надбавок на цену товара ради приза, чтобы увеличить продажу своего товара, что он не закладывал стоимость приза в цену товара.

Даже если предположить, что всё выглядело именно таким образом, во что мало верится, особенно когда выигрыш большой, в виде автомобиля, то всё равно данная ситуация, когда выигрыш не ложится на плечи проигравших, подпадает под категорию сомнительных дел.

В связи с чем я обращаюсь к братьям не участвовать в розыгрыше лотерей с цифрами, напротив, после покупки товара необходимо порвать эти бумажки, дабы не оставить дверь для соблазнов шайтана» (конец цитаты).

Как Вы видите, я отдаю предпочтение тому, что продавец увеличивает цену товара, чтобы тем самым, как минимум, компенсировать затраты на приз. Например, человек, выигравший автомобиль, получает его за счёт той надбавки в цене, которую оплатили другие покупатели. Поэтому я склоняюсь к тому, что данное взаимоотношение запрещено. Или, как минимум, это относится к сомнительным вещам, а верующий отдаляется от того, что является сомнительным. Привёл ат-Тирмизи хасан сахих хадис от Абу аль-Хаура ас-Саади: «Я спросил у аль-Хасана ибн Али: «Что ты выучил от Посланника Аллаха ?», — на что он сказал: «Я выучил от Посланника Аллаха следующее:

دَعْ مَا يَرِيبُكَ إِلَى مَا لاَ يَرِيبُكَ فَإِنَّ الصِّدْقَ طُمَأْنِينَةٌ وَإِنَّ الْكَذِبَ رِيبَةٌ

«Оставь то, что внушает тебе сомнения, и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает. Поистине, правдивость — это спокойствие, а ложь — сомнение».

Но если ты уверен, что продавец не прибавил к цене товара стоимость приза, т.е. он сделал приз в качестве подарка, чтобы прорекламировать свой товара людям, то этот аспект нуждается уже в новом изучении.

Я надеюсь, что этот ответ будет исчерпывающим, но Аллаху более известно!

29 Мухаррама 1443 г.х.

06.09.2021 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»