О достоверности хадисов про Халифат, основанный на методе пророчества

от Mamoon Soofi

Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматулЛахи ва баракятуху, дорогой шейх Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта. Я прошу Аллаха, чтобы у Вас, вашей семьи и шабабов всё было хорошо. Я прошу Аллаха оказать нам честь в восстановлении Халифата, основанного на методе пророчества.

Меня зовут Mamoon Soofi, я из числа шабабов в Канаде.

Я бы хотел спросить о достоверности хадиса в «Муснаде» Ахмада под номером 18596, где говорится о Халифате, основанном на методе пророчества. Ранее, все мои обсуждения этого хадиса ограничивались лишь его упоминанием, не более. Однако недавно меня спросили о достоверности этого хадиса. Сразу оговорюсь, арабский язык — не мой родной язык, поэтому я ограничен в своих поисках и исследованиях.

Во время своих поисков я наткнулся на документ, в котором утверждалось, что хадис в «Муснаде» Ахмада под номером 18596 является одной из многих версий, в которых говорится о Халифате, основанном на методе пророчества. Хадис в «Муснаде» Ахмада передаётся человеком под именем Ибрахим аль-Ва́сити, а его хадисы относятся к хадисам категории матрук (оставленные). Это значит, что его хадисы — ненадёжные, не заслуживают того, чтобы их цитировали. Вот ссылка на сам текст: https://idlbi.net/khelafah/.

Я был бы очень признателен, если бы Вы могли прояснить для меня этот вопрос, дабы я смог разобраться.

Пусть Аллах благословит Вас и будет помогать Вам идти по прямому пути!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматулЛахи ва баракятуху.

1) Вы упомянули, что в «Муснаде» Ахмада в хадисе под номером 18596 говорится о Халифате, основанном на методе пророчества, однако об этом там нет и речи. Хадис под этим номером затрагивает другие вопросы, которые не имеют ничего общего с Халифатом. Хадис о Халифате находится в главе «Хадисы Нумана ибн Башира».

2) Что касается хадисов о Халифате, основанном на методе пророчества, то они присутствуют во многих источниках:

а) В «Муснаде» Ахмада под номером 17680:

«Нам рассказал Сулейман ибн Дауд ат-Тая́лиси: «Мне рассказал Дауд ибн Ибрахим аль-Ва́сити: «Мне рассказал Хабиб ибн Са́лим от Нумана ибн Башира:

كُنَّا قُعُوداً فِي الْمَسْجِدِ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَكَانَ بَشِيرٌ رَجُلاً يَكُفُّ حَدِيثَهُ فَجَاءَ أَبُو ثَعْلَبَةَ الْخُشَنِيُّ فَقَالَ يَا بَشِيرُ بْنَ سَعْدٍ أَتَحْفَظُ حَدِيثَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْأُمَرَاءِ فَقَالَ حُذَيْفَةُ أَنَا أَحْفَظُ خُطْبَتَهُ فَجَلَسَ أَبُو ثَعْلَبَةَ فَقَالَ حُذَيْفَةُ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَكُونُ النُّبُوَّةُ فِيكُمْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ مُلْكاً عَاضّاً فَيَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ مُلْكاً جَبْرِيَّةً فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةً عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ ثُمَّ سَكَتَ

«Как-то раз, когда мы сидели в мечети Посланника Аллаха (сам Башир был достойным передатчиком), пришёл Абу Сааляба аль-Хушани и спросил: «О Башир ибн Саад! Запомнил ли ты хадис Посланника Аллаха про правителей?», — на что Хузайфа ответил: «Я запомнил всю его проповедь!». После чего Абу Сааляба сел, а Хузайфа продолжил: «Посланник Аллаха сказал: «Пророчество в ваше время продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, оно прекратится. Затем наступит период Халифата, основанного на методе пророчества. Он так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период злой монархии, которая так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период деспотичного правления, которое продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. А затем снова наступит период Халифата, основанного на методе пророчества», — а затем он замолчал».

б) В «Даляилю ан-нубувва» аль-Байхаки под номером 2843:

«Нам рассказал Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Фу́рак: «Нам сообщил Абдуллах ибн Джафар аль-Асбаха́ни: «Нам рассказал Юсуф ибн Хабиб: «Нам рассказал Абу Дауд ат-Таялиси: «Нам рассказал Дауд аль-Васити, который заслуживает доверия (сикат): «Я слышал, как Хабиб ибн Салим сказал: «Я слышал, как Нуман ибн Башир ибн Саад сказал:

فَجَاءَ أَبُو ثَعْلَبَةَ فَقَالَ يَا بَشِيرُ بْنَ سَعْدٍ أَتَحْفَظُ حَدِيثَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْأُمَرَاءِ وَكَانَ حُذَيْفَةُ قَاعِدًا مَعَ بَشِيرٍ فَقَالَ حُذَيْفَةُ أَنَا أَحْفَظُ خُطْبَتَهُ فَجَلَسَ أَبُو ثَعْلَبَةَ فَقَالَ حُذَيْفَةُ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنَّكُمْ فِي النُّبُوَّةِ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ ثُمَّ تَكُونُ خِلاَفَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ تَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ ثُمَّ تَكُونُ جَبْرِيَّةً تَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ خِلاَفَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ

«Пришёл Абу Сааляба и спросил: «О Башир ибн Саад! Запомнил ли ты хадис Посланника Аллаха про правителей?». В этот момент Хузайфа сидел рядом с Баширом. [Услышав вопрос] Хузайфа сказал: «Я запомнил всю его проповедь!». После чего Абу Сааляба сел, а Хузайфа продолжил: «Посланник Аллаха сказал: «Вы находитесь в период пророчества, и оно продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, оно прекратится. Затем наступит период Халифата, основанного на методе пророчества. Он так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период деспотичного правления, которое продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. А затем снова наступит период Халифата, основанного на методе пророчества».

в) В «Муснаде» ат-Таялиси под номером 433:

«Нам рассказал Абу Дауд: «Нам рассказал Дауд аль-Васити, который заслуживает доверия (сикат): «Я слышал, как Хабиб ибн Салим сказал: «Я слышал, как Нуман ибн Башир ибн Саад сказал:

كُنَّا قُعُوداً فِي الْمَسْجِدِ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَكَانَ بَشِيرٌ رَجُلاً يَكُفُّ حَدِيثَهُ فَجَاءَ أَبُو ثَعْلَبَةَ فَقَالَ يَا بَشِيرُ بْنَ سَعْدٍ أَتَحْفَظُ حَدِيثَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْأُمَرَاءِ وَكَانَ حُذَيْفَةُ قَاعِدًا مَعَ بَشِيرٍ فَقَالَ حُذَيْفَةُ أَنَا أَحْفَظُ خُطْبَتَهُ فَجَلَسَ أَبُو ثَعْلَبَةَ فَقَالَ حُذَيْفَةُ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنَّكُمْ فِي النُّبُوَّةِ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ مُلْكاً عَاضّاً فَيَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ جَبْرِيَّةً فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ

«Как-то раз, когда мы сидели в мечети Посланника Аллаха (сам Башир был достойным передатчиком), пришёл Абу Сааляба и спросил: «О Башир ибн Саад! Запомнил ли ты хадис Посланника Аллаха про правителей?». В этот момент Хузайфа сидел рядом с Баширом. [Услышав вопрос] Хузайфа сказал: «Я запомнил всю его проповедь!». После чего Абу Сааляба сел, а Хузайфа продолжил: «Посланник Аллаха сказал: «Вы находитесь в период пророчество, и оно продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, оно прекратится. Затем наступит период Халифата, основанного на методе пророчества. Он так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период злой монархии, которая так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период деспотичного правления, которое продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. А затем снова наступит период Халифата, основанного на методе пророчества».

г) В «Итхаф аль-хира аль-махара» Шихабуддина Ахмада ибн Абу Бакра ибн Исмаиля аль-Бу́сири (год смерти 840 г.х.) в 1 томе под номером 4164:

«Абу Дауд ат-Таялиси: «Нам рассказал Дауд аль-Васити, который заслуживает доверия (сикат): «Я слышал, как Хабиб ибн Салим сказал: «Я слышал, как Нуман ибн Башир ибн Саад сказал:

كُنَّا قُعُوداً فِي الْمَسْجِدِ (مَسْجِدُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) وَكَانَ بَشِيرٌ رَجُلاً يَكُفُّ حَدِيثَهُ فَجَاءَ أَبُو ثَعْلَبَةَ فَقَالَ يَا بَشِيرُ بْنَ سَعْدٍ أَتَحْفَظُ حَدِيثَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْأُمَرَاءِ وَكَانَ حُذَيْفَةُ حَاضِراً مَعَ بَشِيرٍ فَقَالَ حُذَيْفَةُ أَنَا أَحْفَظُ خُطْبَتَهُ فَجَلَسَ أَبُو ثَعْلَبَةَ فَقَالَ حُذَيْفَةُ قَالَ رَسُوولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَكُونُ فِيكُمْ النُّبُوَّةُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ ثُمَّ تَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ مُلْكاً عَاضّاً فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ مُلْكاً جَبْرِيَّةً فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةً عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ ثُمَّ سَكَتَ

«Как-то раз, когда мы сидели в мечети (мечети Посланника Аллаха ) (сам Башир был достойным передатчиком), пришёл Абу Сааляба и спросил: «О Башир ибн Саад! Запомнил ли ты хадис Посланника Аллаха про правителей?». В тот момент Хузайфа был вместе с Баширом. [Услышав вопрос] Хузайфа сказал: «Я запомнил всю его проповедь!». После чего Абу Сааляба сел, а Хузайфа продолжил: «Посланник Аллаха сказал: «Пророчество в ваше время продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, оно прекратится. Затем наступит период Халифата, основанного на методе пророчества. Он так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период злой монархии, которая так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период деспотичного правления, которое продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. А затем снова наступит период Халифата, основанного на методе пророчества», — а затем он замолчал».

3) Из хадисов становится ясным, что Дауд ибн Ибрахим аль-Васити заслуживает доверия (сикат), ведь его упомянули Ахмад, аль-Байхаки, ат-Таялиси, аль-Бусири, а этого достаточно, чтобы говорить о достоверности хадиса. Также Ибн Хиббан (год смерти 354 г.х.) упомянул Дауда ибн Ибрахима аль-Васити среди тех, кто заслуживает доверия (сикат) в своей книге «Ас-Сикат».

4) Однако Салахуддин аль-Идлиби́ на своём интернет-ресурсе (ссылку на который Вы дали) проводит исследование о Дауде ибн Ибрахиме аль-Васити, при этом задаваясь вопросом: он аль-Васити или аль-Укайли? Далее Салахуддин аль-Идлиби начинает разговор о Дауде ибн Ибрахиме аль-Укайли, он же аль-Васити, приводя версии о том, что этот человек — матрук (оставленный), добавляя: «Дауд ибн Ибрахим аль-Укайли был судьёй в Казвине <…> Аль-Азди сказал, что аль-Укайли — неизвестный передатчик и лжец <…> Некоторые сказали, что Дауда ибн Ибрахима аль-Васити относил к достойным доверия передатчикам Абу Дауд ат-Таялиси, автор «Муснада», и даже передавал от него хадисы. Разве можно доверять мнению того, кто сам передаёт от аль-Васити?!». Видимо, аль-Идлиби не принимает мнение ат-Таялиси и не принимает мнение Ибн Хиббана! Далее аль-Идлиби пишет: «Если упомянутый в санаде хадиса Дауд ибн Ибрахим аль-Васити обвиняется во лжи, то санад хадиса повреждён (та́лиф). Если же в санаде под этим именем скрывается другой человек, тогда санад в порядке. Если же возникло сомнение (шакк) о передатчике, то минимум, что необходимо сделать: не выносить хукм о хадисе» (конец цитаты).

А почему должно возникнуть сомнение? Ведь аль-Байхаки, ат-Таялиси, аль-Бусири приводят от Дауда ибн Ибрахима аль-Васити хадисы и говорят, что он заслуживает доверия. Также от Дауда ибн Ибрахима аль-Васити приводит Ахмад, а Ибн Хиббан упоминает его среди тех, кто заслуживает доверия. Так откуда может возникнуть сомнение?!

И в конце хотелось бы добавить, что хадис о Халифате, основанном на методе пророчества, был передан великими мухаддисами с достоверным санадом.

 

15 Мухаррама 1443 г.х.

23.08.2021 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

Метки статьи