Шариатским методом избрания халифа является присяга

Двадцатый хадис

«Нам рассказал Абу Бакр ибн Абу Шайба… от Убады ибн аль-Валида ибн Убады, а он — от своего отца, а он — от своего отца:

بَايَعْنَا رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فِي الْعُسْرِ وَالْيُسْرِ وَالْمَنْشَطِ وَالْمَكْرَهِ وَعَلَى أَثَرَةٍ عَلَيْنَا وَعَلَى أَنْ لَا نُنَازِعَ الْأَمْرَ أَهْلَهُ وَعَلَى أَنْ نَقُولَ بِالْحَقِّ أَيْنَمَا كُنَّا لَا نَخَافُ فِي اللَّهِ لَوْمَةَ لَائِمٍ

«Мы дали присягу Посланнику Аллаха (с.а.с.) в том, что будем слушаться и повиноваться, в тягость ли [нам это будет] или нет, активны [мы или нет], [нравится нам это или] не нравится, даже если мы лишимся своих прав[1]. [Мы дали присягу, что] не станем оспаривать власть тех, кому она будет принадлежать, и будем говорить истину, где бы ни были, не боясь упрёка всякого хулителя».[2]

«Практические меры, с помощью которых происходит назначение халифа до того, как ему даётся присяга, могут быть разными. Как это происходило с праведными халифами, правившими сразу после смерти Посланника (с.а.с.), а именно — с Абу Бакром, Умаром, Усманом и Али, да будет доволен ими Аллах. В тот период все сподвижники проявили своё молчаливое согласие с использованными мерами и признали их. Если бы принятые меры в избрании нового халифа являлись противоречащими Шариату элементами, то сподвижники отвергли бы их. Ибо применяемые меры связаны с важным делом, от которого зависит статус мусульман и сохранение исламского правления. При внимательном рассмотрении того, каким образом происходило назначение вышеназванных халифов, мы увидим, какая полемика развернулась между мусульманами под навесом Бану Са́ида. В тот момент в качестве кандидатов на пост халифа рассматривались кандидатуры Саада, Абу Убайды, Умара и Абу Бакра. Однако Умар и Абу Убайда не согласились быть соперниками Абу Бакру, и получилось так, что как будто бы дело осталось между Абу Бакром и Саадом ибн Убадой. В результате дискуссии присягу дали Абу Бакру.

На следующий день все мусульмане были приглашены в мечеть, там они так же принесли Абу Бакру присягу. Таким образом, присяга, данная под навесом Бану Саида в первый день, была присягой на избрание халифа (байат инъика́д), после которой Абу Бакр стал халифом для всех мусульман. Присяга на следующий день была присягой на подчинение.

Когда же Абу Бакр тяжело заболел и почувствовал, что его болезнь — смертельная, а войска мусульман в это время воевали с огромными на тот момент персидской и византийской сверхдержавами, он счёл необходимым собрать мусульман и посоветоваться с ними о том, кто может стать халифом в случае его смерти. Данная консультация продолжалась в течение трёх месяцев. После того, как Абу Бакр узнал мнение большинства мусульман, он поручил им, выражаясь современной терминологией — «выдвинул кандидатуру», избрать Умара, чтобы тот стал после него халифом. И это поручение, т.е. выдвижение кандидатуры, не было договором о том, что после него Умар станет во главе Халифата в обязательном порядке. Поскольку после смерти Абу Бакра мусульмане собрались в мечети и дали присягу, которая позволила Умару возглавить Халифат. Только эта, вторая присяга, сделала Умара халифом, но никак не консультация и веление Абу Бакра. Ведь если выдвижение Абу Бакром кандидатуры Умара считалось бы заключением договора о возглавлении последним Халифата, то он не нуждался бы в присяге мусульман. Кроме того, вышеупомянутые тексты прямо указывают на то, что никто не может стать халифом без присяги мусульман.

Когда Умар был ранен, мусульмане обратились к нему с просьбой оставить после себя кого-нибудь в качестве преемника, но Умар отказался это сделать. Мусульмане продолжили настаивать на своём. Тогда Умар назвал имена шести кандидатов, то есть выдвинул для мусульман кандидатуры шести сподвижников. Затем поручил Сухайбу проводить намазы и следить за выдвинутыми кандидатурами, чтобы те в течение отведённых для них Умаром трёх дней выбрали среди себя халифа. Умар также сказал Сухайбу следующее: «…и если пятеро из них согласятся с одной кандидатурой, а один не будет согласен, то отруби ему голову мечом…». Об этом передаёт ат-Табари в «Ат-Тарих» и Ибн Кутайба, автор книги «Аль-Имама ва ас-сияса», известной под названием «Тариху аль-хуляфа». Также в «Ат-Табакат аль-кубра» Ибн Саад передаёт следующее: «…Затем (Умар) назначил Абу Тальху аль-Ансари во главе пятидесяти человек для их охраны (охраны шести кандидатур). Аль-Микдаду ибн аль-Асваду Умар поручил определить место для их собрания. После смерти Умара и начала собрания шести кандидатов Абдуррахман ибн Ауф сказал: «Кто из вас снимет свою кандидатуру и отдаст своё право в пользу лучшего из вас?». После этих слов наступило молчание. Тогда Абдуррахман сказал: «Я снимаю свою кандидатуру!». После этого Абдуррахман ибн Ауф начал советоваться с каждым кандидатом в отдельности, говоря: «Если не считать тебя, то кого ты видишь более достойным для этого дела?». Их ответы сошлись на Али и Усмане. Затем Абдуррахман ибн Ауф обратился к мнению мусульман; он опросил как мужчин, так и женщин, и узнал, кого из двоих они хотят видеть. Абдуррахман ибн Ауф проводил эту деятельность не только днём, но и ночью». Передаёт Бухари от аль-Мисвара ибн Махрама, который сказал:

طَرَقَنِي عَبْدُ الرَّحْمَنِ بَعْدَ هَجْعٍ مِنَ اللَّيْلِ فَضَرَبَ الْبَابَ حَتَّى اسْتَيْقَظْتُ فَقَالَ أَرَاكَ نَائِمًا فَوَاللَّهِ مَا اكْتَحَلْتُ هَذِهِ اللَّيْلَةَ بِكَبِيرِ نَوْمٍ

«Как-то пришёл ко мне ночью Абдуррахман и стал стучать в дверь до тех пор, пока я не проснулся [и не открыл её]. Затем он сказал мне: «Вижу тебя спящим. Клянусь Аллахом, эти три ночи не имел я удовольствия выспаться». После того, как люди совершили утренний намаз, завершилась присяга Усману. Усман стал халифом после присяги мусульман, а не с выдвижением шести кандидатур Умаром. После убийства Усмана мусульмане в Медине и Куфе дали присягу Али ибн Абу Талибу, и именно на основе присяги Али стал халифом.

После тщательного изучения того, как сподвижники давали присягу, становится очевидным, что кандидатуры на пост халифа объявлялись народу. Каждый кандидат соответствовал обязательным условиям для заключения договора о Халифате. После этого бралось мнение ахлю ль-халь валь-акд (влиятельных людей), которые представляли мусульман. Представителями мусульман во время праведных халифов были сподвижники, да будет доволен ими Аллах, или жители Медины. А значит, тому, кого желали сподвижники или большинство из сподвижников, давалась присяга на избрание халифа (байат инъика́д), только после неё кандидат становился халифом. Далее мусульмане дают присягу на подчинение халифу. Именно таким образом обретает власть халиф, который становится тем, кто выступает от имени Уммы в правлении и власти».[3]

Из книги «Пятьдесят хадисов о политике Шариата», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури.

[1] Речь идёт о ситуации, когда Имам произвольно распоряжается имуществом подданных, притесняя их материально.

[2] «Сахих» Муслима.

[3] Книга «Госаппараты Халифата».