Возвращение намаза в Айя-Софии и усиление голосов, требующих возвращение Халифата

Вопрос:

Мы знаем, что Мухаммед аль-Фатих — да смилостивится над ним Аллах, — завоевав Константинополь, обратил христианский собор Айя-София в мечеть… Мы также знаем, что Мустафа Кемаль — да проклянёт его Аллах — упразднил статус мечети у собора Айя-София и сделал его музеем. В 2013 году Эрдоган отклонил просьбу мусульман о возвращении статуса мечети собору Айя-София. Спустя семь лет, в 2020 году, по распоряжению Эрдогана суд вынес решение о возвращении статуса мечети собору Айя-София. 24 июля 2020 года в пятницу в Айя-Софии был проведён первый пятничный намаз. Все христианские мозаики на стенах собора были накрыты полотном исключительно на время проведения намаза. Влияет ли это на правильность совершения намаза? И как объяснить появление этих мозаик в храме, служившем чистой и безупречной мечетью на протяжении почти 500 лет?!

У нас возникла некая путаница в понимании шариатского закона относительно собора Айя-София при его взятии султаном Мухаммадом Фатихом. Хотелось бы получить ясность в понимании шариатского хукма относительно культовых храмов неверующих в завоёванных мусульманами землях, чтобы наши сердца обрели покой Вашим ответом. Заранее выражаем благодарность и признательность.

Ответ:

Для исчерпывающего ответа на вышеупомянутые вопросы рассмотрим ряд факторов, связанных с затронутой темой, и поясним шариатский закон относительно них. Да поможет нам Всевышний Аллах:

Первое:

Ранее, 7 Джумада аль-уля 1441 года (02.01.2020), в своём обращении по случаю завоевания Константинополя в 857 году по хиджре (1453 г.) мы писали: «Мухаммад аль-Фатих приступил к осаде и штурму Константинополя 26 дня месяца Рабиъ уль-авваль и овладел им во вторник 20 Джумада аль-уля 857 г.х. Осада Константинополя длилась два месяца. Войдя в город завоевателем, Мухаммад аль-Фатих слез с коня и пал ниц в земном поклоне, благодаря Всевышнего за победу и успех. После чего он направился к Айя-Софии, где укрылись горожане-византийцы вместе со священнослужителями. Мухаммад аль-Фатих предоставил им безопасность и велел из Айя-Софии сделать мечеть. Также он распорядился возвести ещё одну мечеть у могилы известного сподвижника Абу Айюба аль-Ансари (р.а.), погибшего под стенами этого города в попытках столетиями назад осуществить такое достижение. Завоевав Константинополь, Мухаммад аль-Фатих объявил его столицей, ранее расположенной в г. Эдирне. Он переименовал Константинополь в Исламбул, что означало «город Ислама», т.е. «Дар уль-Ислям». Позже название претерпело некоторое изменение, и город стал именоваться Стамбулом (İstanbul). Войдя в город, султан Мухаммад аль-Фатих совершил намаз в соборе Айя-София. И с того времени этот собор стал мечетью по милости Аллаха… Таким образом, свершилась благая весть Посланника Аллаха (с.а.с.), упомянутая в благородном хадисе, переданном Абдуллахом ибн Амром ибн аль-Асом:

بَيْنَمَا نَحْنُ حَوْلَ رَسُولِ اللَّهِ، صلى الله عليه وسلم، نَكْتُبُ إِذْ سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ، صلى الله عليه وسلم، أَيُّ الْمَدِينَتَيْنِ تُفْتَحُ أَوَّلاً، قُسْطَنْطِينِيَّةُ أَوْ رُومِيَّةُ؟ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ: مَدِينَةُ هِرَقْلَ تُفْتَحُ أَوَّلاً، يَعْنِي قُسْطَنْطِينِيَّةَ

«Когда мы находились вокруг Посланника Аллаха (с.а.с.) и вели записи, его (с.а.с.) спросили о том, какой из двух городов будет завоёван первым: Константинополь или Рим? Он ответил: «Город Ираклия будет первым, т.е. Константинополь» (хадис вывели Ахмад в «Муснаде» и Хаким в «Мустадраке», сказав: «Это достоверный хадис, соответствующий условиям обоих шейхов (Бухари и Муслима), которые не исключали его»). Комментируя этот хадис в «Тахлисе», имам аз-Захаби сказал: «Он соответствует условиям Бухари и Муслима».

 Также передаётся в благородном хадисе от Абдуллаха ибн Башира аль-Хасами, от его отца, что он слышал, как Пророк (с.а.с.) сказал:

لَتُفْتَحَنَّ الْقُسْطَنْطِينِيَّةُ فَلَنِعْمَ الْأَمِيرُ أَمِيرُهَا وَلَنِعْمَ الْجَيْشُ ذَلِكَ الْجَيْشُ

«Константинополь непременно будет завоёван! Как же прекрасен тот амир и как же прекрасно то войско!». Затем он (передатчик) сказал: «Меня позвал Масляма ибн Абд аль-Малик и спросил об этом хадисе. Я поведал ему о нём, и он сразу же развернул военную кампанию на Константинополь» (об этом передаёт Ахмад в книге «Маджмуа аз-Заваид», и у этого сообщения есть комментарий, в котором сказано: «Этот хадис передали Ахмад, аль-Баззар, Табарани, а его передатчики заслуживают доверия»)…

Благая весть свершилась усердием молодого султана Мухаммада аль-Фатиха, которому был 21 год от роду. Однако его тщательно готовили и давали верное воспитание с раннего детства. Его отец Мурад II позаботился о предоставлении лучшего образования для своего сына, найдя самых выдающихся учителей того времени… Одним из таких учителей был шейх Ак Сонкур Шамсуддин, который с малых лет заложил в сознание будущего султана Мухаммада хадис о завоевании Константинополя. Взрослея, будущий султан загорался идеей завоевания города всё больше и больше… Аллах удостоил его честью и почётом тем, что воплотил в нём похвальные слова Посланника Аллаха (с.а.с.). Мухаммад аль-Фатих по праву был прекрасным командующим…».

Второе:

С того времени храм Айя-София стал великой соборной мечетью и обрёл большую значимость для мусульман. Султан Мухаммад аль-Фатих пригласил ведущих специалистов того времени для того, чтобы устранить со стен новой мечети мозаики и фрески, противоречащие Исламу. Так Айя-София стала чистой и светлой мечетью, в которой мусульмане начали выстаивать намазы, прославляя Всевышнего за блестящую победу. Это продолжалось до тех пор, пока в 1935 году преступник века Мустафа Кемаль не запретил совершение намаза в этой мечети и не превратил её музей согласно своему злосчастному указу от 24.11.1934. За четыре года до этого, в 1930 году, этот проклятый закрыл мечеть Айя-София перед верующими прихожанами на пять лет под предлогом различных реставрационных работ. В результате в 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком, Айя-София открылась как музей, как об этом недавно писало агентство «Anadolu Ajansı» за 11.07.2020. В течение всего времени так называемых «реставрационных» работ мечеть была закрыта, и не исключено, что к этим работам были привлечены художники и строители из западных стран, которые облепили стены мечети христианскими мозаиками и фресками. Затем в 1935 г. согласно вышеупомянутому декрету мечеть была открыта в качестве музея, чтобы люди увидели христианские фрески мозаики на стенах. А до этого события в 1924 году Мустафа Кемаль совершил самое ужасное преступление — упразднение Исламского Халифата. Помимо этого, Мустафа Кемаль жестоко боролся с каждым, кто призывал к восстановлению Халифата, и с каждым, кто призывал к возвращению статуса мечети храму Айя-София. Несмотря на всё это, мусульмане продолжали стремиться вернуть мечеть Айя-София в прежний исламский вид. На сайте независимой электронной ливанской газеты «Al Modon» за 26.03.2009 публикуется следующее: «Многие турки с нетерпением ждут того дня, когда музей Айя-София вновь станет мечетью для мусульман. 27 мая 2012 года тысячи мусульман молились у стен Айя-Софии в знак протеста против закона, запрещающего религиозные обряды в ней, а также по случаю 559-й годовщины победы султана Мухаммада аль-Фатиха и его завоевания Константинополя. Протестующие скандировали: «Разорвите оковы и откройте находящуюся в заложниках мечеть Айя-София»». Решительность мусульманских улиц не сбавлялась, а, скорее, усиливалась с каждым общественным требованием открыть мечеть. Однако занимавший тогда в 2013 году должность премьер-министр Эрдоган заверил протестующих, что не собирается изменять статус Айя-Софии.

Третье:

Однако предвыборная кампания в преддверье парламентских выборов в Турции, прошедшая 31 марта 2020 года, изменили мнение Эрдогана, обратившего внимание на падение своего рейтинга и понявшего, что преобразование собора Айя-София в мечеть поднимет предвыборный рейтинг его политической силы. Поэтому в разгар избирательной кампании он призвал к этому. «В пятницу турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил о необходимости преобразования музея Айя-София в Стамбуле в мечеть, что должно произойти на следующий же день после выборов, в воскресенье. В субботу в Турции прошли муниципальные выборы, на которых «Партия Справедливости и Развития» (тур. Adalet ve Kalkınma Partisi) надеялась получить такую же победу, как и в 2014 году» (см. «al-Jazeera» за 30.03.2019). Однако мусульмане понимают, что возвращение собору Айя-София статуса мечети связано с Исламом и его государством — Халифатом. Айя-София была знаменательной мечетью Халифата, символом помощи Аллаха и блестящей победы, а также символом свершения пророчества безупречного и верного Посланника Аллаха (с.а.с.). Именно такого возвращения этой мечети желают искренние мусульмане, а именно — чтобы она вновь удостоилась тени знамени исламской державы «Нет иного божества кроме Аллаха, и Мухаммад — Его Посланник» вместо пребывания под мраком светского флага выдуманных людьми режимов. По этой причине предвыборная кампания Эрдогана с использованием вопроса возвращения собору Айя-София статуса мечети не достигла своей цели и потерпела фиаско в таких больших и значимых городах Турции, как Стамбул и Анкара. А кому она проиграла? «Народной партии» — последователям Мустафы Кемаля, который и превратил собор Айя-София в музей! Это произошло потому, что люди не видели большой разницы между этими двумя партиями, каждая из которых не желает удостоить мечеть Айя-София сенью исламского правления — Халифата!

Четвёртое:

Эрдоган не осознал ещё, что возвращение Айя-Софии статуса мечети не даст должного результата и не поможет ему заручиться широкой народной поддержкой, пока это не будет связано с возвращением Халифата. Однако, несмотря на полученные результаты, которые он увидел собственными глазами, он не изменил вектор своей политики. По его указу и желанию Верховный суд Турции вынес постановление от 10 июля 2020 года о преобразовании музея Айя-София в Стамбуле в мечеть, без всякого упоминания связи этого с возвращением Халифата. Затем, 24 июля 2020 года, была проведена пятничная молитва в мечети Айя-София, над которой по-прежнему развевалось знамя светского режима правления и выдуманных людьми законов.

Пятничная молитва показала, насколько мусульмане жаждут возвращения Халифата и возвращения Айя-Софии статуса мечети, которой она была на протяжении 500 лет. Это можно было видеть невооружённым глазом, особенно в том, как радужно и с какой радостью большинство людей восприняло пятничную проповедь хатиба Али Эрбаша, главы отдела по вопросам религии в Турции, 3 Зуль-хиджа 1441 года хиджры (24.07.2020 г.) в мечети Айя-София по случаю возобновления совершения намаза в ней после 90 лет её закрытия. Он сказал: «Безмерная хвала и благодарность нашему Всемогущему Господу, который позволил нам встретиться и собраться в такой великий исторический день. Мир и благословение нашему благородному Посланнику Аллаха, который пророчествовал нам о том, что:

لَتُفْتَحَنَّ الْقُسْطَنْطِينِيَّةُ فَلَنِعْمَ الْأَمِيرُ أَمِيرُهَا وَلَنِعْمَ الْجَيْشُ ذَلِكَ الْجَيْشُ

«Константинополь непременно будет завоёван! Как же прекрасен тот амир и как же прекрасно то войско!».

Мир благородным сподвижникам, которые выступали на пути Аллаха в надежде снискать свершение этого пророчества. Да будет доволен Аллах сподвижником Абу Айюбом аль-Ансари (р.а.), который считается духовным строителем Стамбула, и теми, кто шёл по следам сподвижников, всеми нашими мучениками (шахидами) и воинам, которые сделали для нас Анатолию нашей родиной, а затем защищали её и обеспечивали в ней безопасность для нас.

Мир Ак Сонкур Шамсуддину, обладателю знания и мудрости, который привил в сердце султана Мухаммада аль-Фатиха желание воплотить этот хадис в жизнь и который стал имамом для мусульман, совершивших первую пятничную молитву в соборной мечети Айя-София 1 июня 1453 года. Мир этому молодому проницательному султану-завоевателю Мухаммад-хану, который с божьей помощью смог завоевать Стамбул. Мир также великому мастеру Мимару Синану, украсившему Айя-Софию минаретами». «Мечеть Айя-София — это символ победы и вверенное на хранение — аманат. Султан-завоеватель Мухаммад-хан (Мехмед II) доверил это выдающееся место поклонения верующим при условии, что оно должно оставаться мечетью. Согласно нашей вере, любое доверенное нам имущество неприкосновенно, и любой, кто на него посягает, должен быть проклят. Поэтому с того времени и по сегодняшний день Айя-София является святыней не только нашей страны, а всей общины Пророка Мухаммада (с.а.с.)», — сказал Эрбаш (см. aa.com.tr за 24.07.2020).

Пятое:

Проснулись в сердцах мусульман исламские понятия, особенно когда они услышали благую весть Посланника Аллаха (с.а.с.) о завоевании Константинополя и поняли, что именно правление Ислама завоевало Константинополь и преобразило собор Айя-София в мечеть. Великий город Стамбул со своей мечетью Айя-София служил центром Османского Халифата на протяжении пятисот лет. Вместе с этим пробудились в сердцах мусульман понятия о Халифате, что было отмечено некоторыми СМИ, в частности — журналом «Gerçek Hayat». Арабская международная газета «Asharq al-Awsat» во вторник 7 Зуль-хиджа 1441 г.х. (28.07.2020 г.) опубликовала следующее: «Между тем, в своём новом номере, выпущенном позавчера, турецкий журнал «Gerçek Hayat» прямо призывает к провозглашению Халифата в Турции. На своей обложке журнал опубликовал фразу на арабском языке со следующим содержанием: «Если не сейчас, то когда?». На этот вопрос должен был ответить сам Эрдоган, а не пресс-секретарь от имени его партии, который отверг данное предложение. Турецкая газета «Zaman» сообщила, что пресс-секретарь «Партии справедливости и развития» Турции Омер Челик осудил полемику, начавшуюся после открытия мечети Айя-София вслед за призывами к провозглашению Халифата, особенно после выпуска нового номера журнала «Gerçek Hayat» с обложкой, на которой присутствовали фразы, призывающие к возрождению Исламского Халифата. Челик отметил, что Турецкая Республика является демократическим, светским и социальным правовым государством. Не стоит устраивать политическую манипуляцию в отношении политической системы Турции. «Да упокоится душа вождя национально-освободительной войны и основателя республики, её первого президента Мустафы Кемаля (Ататюрка) и души всех погибших в войне за независимость», — добавил Челек. «Мы верными и твёрдыми шагами достигнем желаний нашего народа под умелым руководством нашего президента. Наши молитвы — с нашим народом, и наша цель — это объединённая страна. Да здравствует Турецкая Республика!» (см. «Zaman» за 27.07.2020). Таким образом, пресс-секретарь правящей партии показывает, что дело совершается не ради Аллаха, а, скорее, ради скоротечной мирской цели!

О президент Турецкой Республики, разве так следует возвращать аманаты?! Несмотря на то, что каждый истинный мусульманин, преданный своей религии Ислам, радуется возвращению статуса мечети Айя-Софии, всё же каждый истинный мусульманин, преданный своей религии Ислам, желает того, чтобы она была такой, какой её основал султан-завоеватель Мухаммад — символом помощи и блестящей победы, а также светящимся факелом в истории Исламского Османского Халифата и благой вестью Посланника Аллаха (с.а.с.). Каждый истинный мусульманин, преданный своей религии Ислам, желает, чтобы Айя-София была сияющей мечетью, над которой возвышается и развевается знамя исламского правления Халифата, которая в своё время укрывала верующих своей тенью на протяжении почти 500 лет. Мусульмане не хотят того, чтобы Айя-София стала объектом мимолётной предвыборной манипуляции в ходе муниципальных или парламентских выборов, пребывая в унижении под мраком знамени светскости и придуманных людьми законов, которые служат интересам колониальных неверных держав, а не интересам Ислама и мусульман!

Шестое:

Что касается Ваших слов в конце вопроса: «У нас возникла некая путаница в понимании шариатского закона относительно собора Айя-София при его взятии султаном Мухаммад Фатихом. Хотелось бы получить ясность в понимании шариатского закона относительно культовых храмов неверующих в завоёванных мусульманами землях, чтобы наши сердца обрели покой Вашим ответом».

Дорогой брат! В понимании шариатского закона не может быть путаниц, даже если существуют различные мнения относительно некоторых второстепенных вопросов среди мусульманских правоведов (факихов), поскольку эти мнения принимаются согласно правилу большей вероятности в достижении правильного хукма, на основании понимания учёными того, что они посчитали более сильным для себя из шариатских доказательств, что послужило для них в качестве правильной аргументации. Поэтому не существует никакой путаницы.

Что касается самого вопроса, то он не является чем-то новым, который не был ранее рассмотрен мусульманскими правоведами (факихами). При внимательном изучении этого вопроса становится ясным следующее:

Завоёванные страны не выходят за рамки трёх нижеприведённых положений:

1 — Это заложенные и построенные мусульманами страны (поселения), как Куфа, Басра, Васит и тому подобное. В них недопустимо строить ни церкви, ни синагоги, ни другие немусульманские храмы. Зиммиям не предоставляется возможности постоянного проживания в них, если они вошли туда для ведения торговой деятельности. Как и запрещается им заниматься там виноделием и свиноводством, поскольку данные города изначально основали мусульмане как территории исламского правления — Дар уль-Ислям. Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил:

لا تُبنَى بيْعةٌ في الإسلامِ ولا يُجدَّدُ ما خُرِّب منها

«В Исламе не строят новые немусульманские храмы и не реставрируют ранее разрушенные из них» (вывел Аля-уд-Дин аль-Бурхан Фоври, умерший в 975 году по хиджре, в книге «Канз аль-Уммаль фи сунан аль-Акъваль ва аль-Афааль», от Ибн Асакира, от Умара, а также ас-Суютый в книге «Аль-Джамий аль-Кабир». Передаёт Ибн Аббас от Акрама:

أَيُّمَا مِصْرٍ مَصَّرَتْهُ الْعَرَبُ فَلَيْسَ لِلْعَجَمِ أَنْ يَبْنُوا فِيهِ بِنَاءً، أَوْ قَالَ: بِيعَةً

«Чужеземцы не имеют права возводить какое-либо здание или храм в том поселении, которое основали мусульмане» (вывел Ибн Шайба в книге «Мусаннаф»).

2 — Это завоёванные мусульманами посредством мирных переговоров страны. Постановление Шариата относительно синагог и церквей зависит от содержания подобных договоров. Предпочитается заключать договор в соответствии с получившим известность «Договором Умара» (араб. العهدة العمرية‎ — договор между халифом Умаром ибн аль-Хаттабом и представителями христианского населения Иерусалима во время его завоевания мусульманами).

3 — Это страны, завоёванные мусульманами силой меча. В них запрещается немусульманам строить что-либо из святынь на основании того, что эти земли стали собственностью мусульман. Относительно зданий, существовавших там до завоевания, имеются два мнения:

Первое: завоёванные силой здания становятся трофеем мусульман, т.е. Дар уль-Ислям, а, значит, не допускается строительство синагог или церквей там по аналогии со странами, которые были заложены и основаны мусульманами.

Второе: допустимо оставить места поклонения неверующих согласно хадису, переданному от Ибн Аббаса, который вывел Ибн Абу Шейба в книге «Мусаннаф»:

أَيُّمَا مِصْرٍ مَصَّرَتْهُ الْعَجَمُ يَفْتَحُهُ اللَّهُ عَلَى الْعَرَبِ وَنَزَلُوا يَعْنِي عَلَى حُكْمِهِمْ فَلِلْعَجَمِ مَا فِي عَهْدِهِمْ

«Если Аллах дарует победу мусульманам над страной, которую основали неверующие, согласившиеся с требованиями мусульман, то неверующие имеют право на прописанное в договоре».

Таким образом, вопрос возвращается к завоевателю, одержавшему победу силой своего меча над страной неверующих. Он имеет право поступить по своему усмотрению, преследуя благо для Ислама и мусульман, т.е. в интересах заботы над делами своих граждан, как мусульман, так и немусульман из числа зиммиев.

Поскольку вопрос Константинополя входит в категорию «стран, завоёванных силой», по этому поводу я приведу мнение некоторых исламских правоведов:

а) Приводится в книге «Мугний аль-Мухтадж иля Маарифат Альфаз-иль-Манхадж» Мухаммада аш-Шарбани, умершего в 977 году, в комментариях к тексту книги «Манхадж ат-Талибин» ан-Навави, умершего в 676 году: «Необходимо запретить неверующим возводить церкви в тех населённых пунктах, которые были основаны мусульманами, или в тех населённых пунктах, жители которых приняли Ислам, а также на тех землях, которые были силой завоёваны у неверующих. Как и не стоит поддерживать или реконструировать ранее существовавшие церкви».

Объяснение:

«запретить неверующим» в обязательном порядке

«возводить церкви», а также синагоги, монастыри и кельи для монахов, как и храмы для огнепоклонников

«в тех населённых пунктах, которые были основаны мусульманами»,

«или в тех населённых пунктах, жители которых приняли Ислам», т.е. страны с преобладающим населением мусульман,

«а также на тех землях, которые были силой завоёваны у неверующих», — это такие города, как Каир в Египте, Исфахан в Иране и города Марокко,

«возводить в них здания», т.к. мусульмане овладели этими землями путём сражения и имеют право своим противникам запрещать строить храмы. И подобно тому, как запрещается строить храмы, так же запрещается реконструировать или реставрировать старые храмы при их разрушении. Поэтому автор и пишет: «Как и не стоит поддерживать или реконструировать ранее существовавшие церкви». Но если храмы действуют и имеют надлежащий вид, то разрешается завоевателю, если тот усмотрит в этом благо для Ислама и мусульман, дозволить неверующим пользоваться ими.

б) В книге «Фатх аль-Кадир» Кемаль ад-Дина Мухаммада, известного под псевдонимом Ибн аль-Химам, приверженца ханафитской правовой школы, умершего в 861 году, написано:

«На завоёванных мусульманами землях силой своего меча запрещается неверующим возводить храмы для поклонения. Относительно этого не существует никаких разногласий среди учёных, т.е. улемы единогласны в этом. Что касается тех храмов, которые ранее существовали до завоевания этих территорий мусульманами: следует ли их разрушать или нет? Имамы Малик, Шафии и в одном из преданий Ахмад ибн Ханбаль считают, что нужно разрушить их. Мы, в свою очередь, считаем неверующих людьми, находящимися под покровительством, а, значит, их храмы следует переделать в жилые дома для них и воспретить им проводить там религиозные обряды, но ни в коем случае не разрушать. Это же мнение высказывал и сам Имам Шафии и Ахмад, поскольку сподвижники завоёвывали силой немало неверующих стран, при этом они не разрушали церквей и других зданий неверующих».

в) В книге «Аль-Мугни» Ибн Кудамы, умершего в 620 году, указано:

«Вторая категория земель, которые были завоёваны мусульманами силой. В них не разрешается возводить какие-либо храмы неверующих, поскольку эти земли стали владением мусульман. Относительно существовавших до завоевания строений существует два мнения:

Нужно их снести и запрещено оставлять в силу запретности нахождения предметов неверия, подобно синагогам во владениях мусульман, поскольку к этим землям применяется закон о странах, находящихся в прямом распоряжении мусульман.

Также разрешается оставить места поклонения неверующих согласно хадису, переданному от Ибн Аббаса, который вывел Ибн Абу Шейба в книге «Мусаннаф»:

أَيُّمَا مِصْرٍ مَصَّرَتْهُ الْعَجَمُ يَفْتَحُهُ اللَّهُ عَلَى الْعَرَبِ وَنَزَلُوا يَعْنِي عَلَى حُكْمِهِمْ فَلِلْعَجَمِ مَا فِي عَهْدِهِمْ.

«Если Аллах дарует победу мусульманам над страной, которую основали неверующие, согласившиеся с требованиями мусульман, то неверующие имеют право на прописанное в договоре».

Седьмое:

Следовательно, ответ на Ваши вопросы можно вкратце изложить следующим образом:

1 — Если страна была завоёвана посредством мирных переговоров, то необходимо отталкиваться от условий договоров. Предпочитается заключать договор по образцу, получившему известность как «Договор Умара» (араб. العهدة العمرية‎ — договор между халифом Умаром ибн аль-Хаттабом и представителями христианского населения Иерусалима во время его завоевания мусульманами).

2 — Если страна была завоёвана силой, то решающее слово остаётся за мусульманским правителем-завоевателем, который имеет право как оставить места поклонения неверующих, чтобы они могли отправлять свои религиозные обряды, так и разрушить их. В этом он исходит из интереса Ислама и мусульман с точки зрения наилучшей заботы о гражданах Исламского Государства, будь они мусульманами или немусульманами.

3 — Меры, предпринятые султаном-завоевателем Мухаммадом аль-Фатихом, по преобразованию собора Айя-София в мечеть, входили в прерогативу его полномочий, поскольку город, в котором находился данный собор, был завоёван им.

4 — Существуют исторические документы, подтверждающие факт того, что султан-завоеватель Мухаммад аль-Фатих выплатил греческому православному патриарху покупную цену собора Айя-София в порядке хорошего обращения с христианами в Стамбуле. Согласно некоторым историческим данным, султан Мухаммад II, известный как Мухаммад Завоеватель, выплатил вышеупомянутую покупную цену из личных средств и имущества государственной казны. Он зарегистрировал это в реестре частной собственности на своё имя. Данная процедура была задокументирована в договоре купли-продажи и подтверждена выплатой суммы платёжными векселями. Это произошло после завоевания Константинополя в период правления Мухаммада II в Османском Халифате. Затем он закрепил недвижимость за всеми мусульманами и сделал мечеть Айя-София вакфом от имени султана-завоевателя Мухаммада. Независимо от того, достоверна ли эта информация или нет, с точки зрения покупки правитель, управляющий страной в соответствии с Исламом, при завоевании силой стран неверующих имеет право как оставить места поклонения неверующих, так и разрушить их, как об этом упоминалось выше.

5 — Что касается действительности намаза при наличии христианских мозаик и фресок на стенах, которые закрываются тёмной занавесью на время совершения намаза, то намаз считается действительным, пока эти рисунки закрыты. Тем не менее, не разрешается снимать эти занавесы после намаза. Государство и люди, снимающие эти прикрытия и занавесы, несут большой грех за подобное, поскольку шариатский закон предусматривает запрет наличия изображений (например, христианских икон) на стенах или потолке мечети. Если обнаружится некий рисунок, то следует стереть его. В случае, если не получается стереть его, или если это составляет большую сложность, то следует замазать или заштукатурить его соответствующим материалом, который окончательно устранит этот рисунок или изображение. Доказательствами тому служат следующие хадисы:

Вывел Бухари от Икримы, от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах:

أَنَّ النَّبِيَّ ﷺ لَمَّا رَأَى الصُّوَرَ فِي الْبَيْتِ، يعني الكعبة، لَمْ يَدْخُلْ حَتَّى أَمَرَ بِهَا فَمُحِيَتْ

«Когда Пророк Мухаммад (с.а.с.) увидел изображения в Заповедной мечети — Каабе, — он не вошёл в неё, пока не приказал стереть их, и люди стёрли их…» (вывел Ибн Хиббан в своём сборнике достоверных хадисов).

Вывел Ахмад в своём сборнике «Муснад» от Джабира ибн Абдуллаха:

أَنَّ النَّبِىَّ ﷺ نَهَى عَنِ الصُّوَرِ في الْبَيْتِ وَنَهَى الرَّجُلَ أَنْ يَصْنَعَ ذَلِكَ وَأَنَّ النَّبِىَّ ﷺ أَمَرَ عُمَرَ بْنَ الْخَطَّابِ زَمَنَ الْفَتْحِ وَهُوَ بِالْبَطْحَاءِ أَنْ يَأْتِي الْكَعْبَةَ فَيَمْحُوَ كُلَّ صُورَةٍ فِيهَا وَلَمْ يَدْخُلِ الْبَيْتَ حَتَّى مُحِيَتْ كُلُّ صُورَةٍ فِيهِ

«Пророк Мухаммад (с.а.с.) запретил держать в домах изображения, а также создавать их. Пророк (с.а.с.) приказал находившемуся в долине Умару ибн аль-Хаттабу в день завоевания Мекки войти вовнутрь Каабы и стереть все изображения. Сам Пророк Мухаммад (с.а.с.) вошёл в Каабу лишь после того, как устранили там все изображения» (вывел аль-Байхакый в «Ас-Сунан аль-Кубра»).

Следовательно, запрещается вывешивать изображения в мечети или молельных комнатах всегда, а не только во время совершения намаза. К большому сожалению, власти поступают противоположно этому.

В заключение я прошу Всевышнего Аллаха ускорить установление Халифата усилиями усердствующих на этом пути мусульман, а также исполнить их стараниями обещанную Пророком Мухаммадом (с.а.с.) благую весть об освобождении благословенной земли от нечисти сионистов и о завоевании Рима после завоевания Константинополя. Я прошу Аллаха вновь озарить земной шар величием Ислама и вознесением знамени Ислама над всеми прочими знамёнами. Всевышний Аллах говорит:

وَاللَّهُ غَالِبٌ عَلَى أَمْرِهِ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لا يَعْلَمُونَ

«Аллах властен вершить Свои дела, однако большинство людей не ведает об этом» (12:21).

День Арафа, 1441 г.х.

30.07.2020 г.