Преобразование с точки зрения деятельности и конечного результата

Вопрос:

Находится ли преобразование в сфере, где доминирует человек? Если ответ положителен, то может ли человек контролировать место и время, т.е. где и когда произойдёт преобразование? Если проходит большое количество времени, и при этом нет никаких изменений и продвижений, означает ли это, что допущена ошибка в процессе преобразования общества? Или же преобразование относится к сфере, которая доминирует над человеком? Если ответ положителен, тогда на что указывает следующий аят:

إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوۡمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمۡ

«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13:11)?

Ответ:

Если под словом «преобразование» Вы имели в виду деятельность по преобразованию общества, то ответ: да! Этот процесс относится к сфере, где доминирует человек, на это ясно указывают шариатские тексты.

Если же под «преобразованием» подразумевается конечный результат, то здесь всё обстоит иначе. Ведь конечный результат в данном вопросе относится к сфере, которая доминирует над человеком. Ведь как часто случается, что человек трудится, старается, но в конечном итоге не происходит желаемого преобразования! Оно осуществляется либо через продолжительное время, либо в короткие сроки.

Человек должен отчитывать себя за свою позицию, действия на этом пути, до того, как его спросят за это в Судный день. Он должен избегать разного рода упущений, быть серьёзным и прилагать максимум усилий. Постоянно изменять подходы к делу, чередовать услюбы (способы). Человек должен вносить изменения в свой образ жизни, если замечает в нём ошибки и отход от правильного пути. Он должен постоянно укреплять свою связь с Аллахом.

Однако всё сказанное является лишь инструментом для выполнения шариатского хукма, который требует ведения деятельности по преобразованию общества, который требует вывести общество из никчёмного положения к благословенному, из мрака лжи — к свету истины.

Что же касается осуществления преобразования наверняка, т.е. в определённое время, в определённом месте, то здесь человек бессилен, т.к. это сфера, где он не может доминировать.

Доказательством этому служат действия Посланника Аллаха (с.а.с.). Ведь когда он (с.а.с.) стал Посланником в Мекке, то на протяжении 13 лет осуществлял свою пророческую миссию в полном объёме, но не смог добиться необходимого преобразования. И здесь будет неуместным сказать, что Посланник (с.а.с.) допустил ошибки в своей деятельности.

Но затем из Медины прибыла группа, последовали первая и вторая присяги при Акабе.

Что касается Мусаба ибн Умайра, то в процессе преобразования в Медине за 1 год он смог добиться больших результатов, нежели Посланник (с.а.с.) за 13 лет в Мекке. При этом стремления Мусаба невозможно и рядом поставить со стремлением Посланника (с.а.с.). В конечном итоге, именно в Медине, а не в Мекке было установлено Исламское Государство.

Основываясь на вышесказанном, нужно понимать, что наряду со стремлением к преобразованию, должны быть: качественная деятельность, выбор лучших услюбов (способов), развитие потенциала, ведение деятельности в разных регионах и т.д. Но, повторюсь ещё раз, всё это протекает в сфере, где доминирует человек. Поэтому за действия в этой сфере и будет спрошен человек в Судный день. Следовательно, является ваджибом для человека надлежащим образом вести деятельность по преобразованию общества, и не важно, займёт это много времени или мало. Человек не должен ослабевать от возникающих сложностей на этом пути, не должен позволить своей воле и решительности ослабеть из-за потрясений и препятствий. Напротив, он должен оставаться непоколебимым как гора, горделиво идущим по прямому пути, стойким на истине, отчитывающим себя за качество участия в деятельности по преобразованию, выполнять эту деятельность наилучшим образом, полагаться только на Аллаха, только Его просить о помощи и милости на протяжении дней и ночей.

Что касается конечного результата преобразования, то это относится к сфере, которая доминирует над человеком. Поэтому мы не можем реализовать преобразование общества, когда пожелаем, т.е. сегодня или завтра, не можем обозначить место, где это произойдёт. Следовательно, будет неправильно впадать в отчаяние и разочарование, если процесс преобразования затягивается на долгие годы, а трудности скапливаться всё больше и больше. Напротив, мы должны продолжить свою деятельность, придерживаться истины, быть искренними, проявлять серьёзность, прилагать усердие, совершенствоваться в услюбах и анализировать их. Ведь Аллах помогает праведным рабам!

Также следует учесть, что продолжительность пути не означает, что человека постиг провал или что им были допущены роковые ошибки. Ведь сам Посланник (с.а.с.) был отвергнут обществом Мекки, где он делал Таляб ан-Нусра (обращение за помощью) более 10 раз, но ему было отказано. Некоторые отказали ему (с.а.с.) в жёсткой форме настолько, что пролилась его (с.а.с.) кровь. Затем была оказана помощь из Медины, а не из Мекки, хотя именно в последней было начало пророчества. И никому не придёт в голову сказать, что Посланник (с.а.с.) допустил ошибки, а Мусаб сделал так, как надо.

Что касается слов Всевышнего:

إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوۡمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمۡ

«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13:11), —

то это связано с шариатским хукмом: кто желает достичь преобразования, тот должен серьёзно, усердно и искренне подойти к этой деятельности.

Подводя итоги:

1) Деятельность по преобразованию общества является фардом. Но при этом нужно понимать, что она относится к сфере, где доминирует человек.

2) Конечный результат процесса преобразования, время и место относятся к сфере, которая доминирует над человеком. Следовательно, человек не должен впадать в отчаяние и опускать руки, когда обещанная помощь задерживается.

3) Продолжительность пути не означает, что были допущены роковые ошибки. Ведь Аллах сказал:

إِنَّ ٱللَّهَ بَٰلِغُ أَمۡرِهِۦۚ قَدۡ جَعَلَ ٱللَّهُ لِكُلِّ شَيۡءٖ قَدۡرٗا

«Аллах доводит до конца Своё дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (65:3).

4) Всевышний Аллах не осуществляет преобразований в обществе руками ленивых и беззаботных людей. Напротив, Он даёт это тем, кто проявляет усердие и искренность. Ведь Аллах — Тот, Кто оказывает помощь!

6 Рабиъ уль-авваль 1430 г.х.

02.03.2009 г.