Отчаяние

ОтчаяниеРешение основной проблемы человека:

Откуда появился человек?

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ
«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).

Что его ожидает?

ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ ، ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ
«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).

Для чего он был создан?

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Каков результат всего этого?

فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً
«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).

Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.

Основные и второстепенные проблемы человека

Часть 28
Одиннадцатое: отчаяние

Отчаяние — это безысходность и отсутствие какой-либо надежды, которые испытывает человек в своей жизни в целом и в отдельных ситуациях — в частности. В результате он теряет надежду на возможность исправить своё положение.

Всевышний Аллах сказал:

وَلَئِنْ أَذَقْنَا الإِنْسَانَ مِنَّا رَحْمَةً ثُمَّ نَزَعْنَاهَا مِنْهُ إِنَّهُ لَيَئُوسٌ كَفُورٌ
«Если Мы дадим человеку вкусить милость, а потом отберём это, то он отчаивается и становится неблагодарным» (11:9).

В арабском языке слово «отчаявшийся» (يَئُوسٌ) приходит в вазне فعول, что указывает на крайнюю степень отчаяния, а это происходит тогда, когда Аллах лишает милости после того, как дал вкусить её.

Несмотря на то, что отчаяние относится к состоянию души, однако Коран описывает это явление как неверие и заблуждение. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّهُ لاَ يَيْأَسُ مِن رَّوْحِ اللّهِ إِلاَّ الْقَوْمُ الْكَافِرُونَ
«Отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (12:87),

وَمَن يَقْنَطُ مِن رَّحْمَةِ رَبِّهِ إِلاَّ الضَّآلُّونَ
«Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!» (15:56).

В Коране упоминается причина отчаяния. Всевышний Аллах сказал:

وَإِذَا أَذَقْنَا النَّاسَ رَحْمَةً فَرِحُوا بِهَا وَإِن تُصِبْهُمْ سَيِّئَةٌ بِمَا قَدَّمَتْ أَيْدِيهِمْ إِذَا هُمْ يَقْنَطُونَ
«Когда Мы даём людям вкусить милость, они радуются ей. Когда же зло постигает их за то, что приготовили их руки, они тотчас приходят в отчаяние» (30:36).

Если человека постигла беда или если он был лишён милости после того, как вкусил её, тогда он теряет надежду и отчаивается.

Отчаяние бывает двух видов:

— отчаяние в милости Аллаха, которое может привести человека к неверию или заблуждению;

— отчаяние по поводу мирских дел.

Отчаяние относится к душевному расстройству и негативно влияет на жизнь человека, толкая его к замкнутости и отчуждению от людей, к тому же заставляя испытывать человека беспокойство и волнение. Некоторые люди могут перебороть отчаяние в некоторых ситуациях, но есть и такие, кто не способен на это, и их отчаяние приводит к душевным расстройствам.

Причины отчаяния:

— неудача в делах;

— неправильное отношение к детям, постоянная строгость к ним. Или такая же ситуация может иметь место, когда правящие режимы ведут себя подобным образом в отношении своего народа;

— насаждение страха и лишение храбрости. Будь то со стороны родителей по отношению к ребёнку, или со стороны тех же режимов в отношении народа;

— подвергание человека постоянным, жестоким условиям жизни, которые он не в состоянии перенести;

— страх перед предстоящими трудностями, и нет разницы — перед реальными или воображаемыми.

— страх перед старостью, а именно — в связи с тем, что рядом не окажется помощника.

Правильное решение основной проблемы с принятием исламской акъыды отдалит от человека любую вероятность его попадания в отчаяние, потому что все понятия, которые принёс Ислам, представляют собой некий щит от этого состояния. Мы приведём некоторые примеры этому в Исламе:

— вера в Када и Къадар защищает человека от отчаяния. Уверовавший в Аллаха убеждён в том, что беды постигают его не из-за собственных ошибок. Он верит в то, что всё происходит по воле Аллаха. Его отношение к тому, что постигло его, должно быть выражено в проявлении довольства и терпении. Таким образом, человек получает вознаграждение от Аллаха и живёт счастливо и спокойно, несмотря на постигшие его беды. Несчастья и беды подталкивают человека к тому, чтобы он вернул себя в нужное русло и отчитал себя и чтобы он проверил свои дела на соответствие их приказам и запретам Аллаха, опасаясь того, что беды постигли его из-за некоторых грехов. Тогда он должен покаяться и не повторять подобные ошибки;

— убеждённость в том, что ризк определён Аллахом. То, что человек приобрёл, то и является его ризком, а то, что не получил, соответственно — не его ризк. Человек, который убеждён в этом, не отчаивается, если он что-то не получил или чего-то лишился. Напротив, он доволен тем, что предоставил ему Аллах;

— прощение. В действительности, человек склонен к ошибкам, ослушанию и греху. Но человеку не следует отчаиваться из-за прошлых грехов, потому что Всевышний Аллах — Прощающий и Милосердный, и Он принимает покаяние того, кто обратился к Нему с покаянием. Всевышний Аллах сказал:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ
«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный» (39:53);

— боязнь и страх только перед Аллахом. Человек, решивший основную проблему правильным образом с принятием исламской акъыды, не боится никого помимо Аллаха, будь это другого человека, утраты работы, или любого другого дела. И поэтому не постигает человека печаль и отчаяние;

— надежда только на Аллаха, потому что Он — Властелин всякой вещи. Человек, принявший исламскую акъыду, не надеется ни на кого, кроме Аллаха, и он убеждён, что достижение цели заключается в покорности Аллаху. Тот, кто надеется на Аллаха, достигнет желаемого и не будет опечален. А тот, кто не надеется на Аллаха, не достигнет желаемого и будет опечален;

— упование на Аллаха. Уповающий на Аллаха не впадёт в отчаяние, потому что он во всех своих делах полагается на Аллаха, а Аллах не испортит мнения человека о Себе. Тот, кто думает об Аллахе хорошо, — то Аллах хорошо поступит с ним, а кто думает другое, то Аллах так же и поступит с ним. Не постигнут печаль и отчаяние уповающего на Аллаха из-за его убеждённости в том, что Аллаха наградит его желаемым в этой жизни и ещё большим в Следующей;

— следование прямому пути. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا فَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ
«Воистину, те, которые сказали: «Наш Господь — Аллах», — и последовали прямым путём, не познают они страха и не будут опечалены» (46:13).

В этом аяте Аллах сообщает уверовавшим, что они не будут опечалены. Всевышний Аллах также сказал:

إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا تَتَنَزَّلُ عَلَيْهِمُ الْمَلَائِكَةُ أَلَّا تَخَافُوا وَلَا تَحْزَنُوا وَأَبْشِرُوا بِالْجَنَّةِ الَّتِي كُنتُمْ تُوعَدُونَ ، نَحْنُ أَوْلِيَاؤُكُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَشْتَهِي أَنفُسُكُمْ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَدَّعُونَ ، نُزُلًا مِّنْ غَفُورٍ رَّحِيمٍ
«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь — Аллах», — а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам. Мы — ваши помощники в мирской жизни и Последней жизни. Вам там уготовано всё, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано всё, о чём вы попросите! Таково угощение от Прощающего, Милосердного»» (41:30–32).

Ангелы снизойдут со словами: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который обещал вам Аллах». Разве будет печалиться человек, в то время как ему обещан Рай?

Что касается отчаяния, вызываемого правителями и их режимами, а также со стороны их СМИ, то оно за короткий период овладело большинством людей. Однако сегодня Умма очнулась, и для неё становится всё более реальной идея смены режимов, которые причиняли ей множество страданий и унижений.

Тот, кто правильно решил основную проблему, не будет охвачен печалью из-за режимов и правителей. Несмотря на упадочное положение, он продолжит деятельность над изменением режимов, взяв пример с Посланника Аллаха (с.а.с.) в изменении мекканского общества после установления Халифата и сделав своей целью довольство Аллаха. На пути Аллаха и на пути призыва его не пугает заключение в тюрьму, мучения, убийства, голод, отдаление от близких и любимых. Он следует словам Посланника Аллаха (с.а.с.):

سَيِّدُ الشُّهَدَاءِ حَمْزَةُ بْنُ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ ، وَرَجُلٌ قَامَ إِلَى إِمَامٍ جَائِرٍ فَأَمَرَهُ وَنَهَاهُ فَقَتَلَهُ
«Господин шахидов — Хамза ибн Абдульмутталиб и человек, который стал перед несправедливым правителем, приказал ему одобряемое и запретил ему порицаемое, за что последний убил его» (передал ат-Табарани).

Он не отчаивается из-за упадочного положения Уммы, он крепко стоит на истине и возлагает свои надежды только на Аллаха. Сегодня мы видим, как Исламская Умма движется к победе, и в скором времени, с дозволения Аллаха, падут эти тиранические режимы, и Умма понесёт Ислам ко всем народам, стучась в двери нынешних сверхдержав. Исламская Умма, с дозволения Аллаха, сделает то, что сделал прежде Посланник Аллаха (с.а.с.) и его сподвижники (р.а.).

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
27 Джумада аль-уля 1438 г.х.
24.02.2017 г.