Причина кризиса системы образования

Причина кризиса образованияВторое слово
Палестина
Причина кризиса системы образования в исламском мире

Хвала Аллаху, Господу миров, Который обязал нас приобретать знания и возвёл уровень учёных сразу после пророков… Мир и благословение лучшему из посланников Мухаммаду, который сказал:

يُوزَنُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مِدَادُ الْعُلَمَاءِ بِدَمِ الشُّهَدَاءِ
«Чернила учёных в Судный День будут взвешены подобно крови шахидов».

Ислам определил образование и приобретение знаний как одну из первейших необходимостей в жизни и одно из проявлений развития определённого народа. Цель образования состоит в формировании исламских личностей, в предоставлении обществу знаний и наук, достаточных для его идейного подъёма, дабы мы, как мусульмане, не испытали нужды в иных государствах, кроме как в своём Исламском Государстве. К тому же, образование — это метод сохранения просвещения Уммы и его распространения, являющийся одним из видов проявления её культуры, сравнительной базой с другими общинами и системой её жизни, которую она претворяет внутри себя и распространяет среди других общин.

Определённо, нынешнее положение системы образования в исламском мире вызывает только лишь слёзы и боль в сердце, потому как эта система влияет на следующее поколение наших сыновей и дочерей… Проблемы, возникшие в результате претворения светской системы образования в странах мусульман, в общем-то, схожи, пусть даже с некоторыми региональными особенностями соответствующими местным событиям, таким как революции, войны и конфликты.

Первой и важнейшей проблемой, с которой сталкивается образование в наших странах, является наследство, навязанное нам ещё с колониальной эпохи. Большая часть систем образования в исламских землях построена по западному аналогу, цель которого — сберечь понятие о важности того, чтобы сдать экзамены и получить диплом, вместо того, чтобы приобрести реальные знания, осмыслить их, исследовать, анализировать и претворить в жизни… Таким образом, целью такой системы образования стала сама информация, а не студент; диплом, а не полезные знания. Этот шаблон претворяется не случайным, а систематическим, налаженным образом и является одним из видов колониализма, его идейных и просветительских нападок на исламский мир. Образование, которое получают наши дети в школах и университетах, не базируется на исламской основе, т.е. на исламской акъыде, а работает с явной идеей сделать из наших детей приверженцев светскости, воспевающих и защищающих демократию и всевозможные свободы… В итоге в них начинает крепнуть националистическая и патриотическая связь, выдавливающая из них понятие исламской связи. Постоянные изменения образовательных программ в Иордании, Палестине, Саудовской Аравии, Тунисе и прочих странах мусульман являются не чем иным, как явным примером реализации мерзких шагов по отдалению студентов от их религии и проблем Уммы… Ко всем этим проблемам добавляется и то, что учебные планы ужесточаются и не учитывают потребностей общества в специализациях студентов и студенток.

К числу причин, по которым и возник кризис в системе образования, относятся отсутствие видения того, каким должен быть надлежащий метод образования, плохая организованность самой системы и халатное отношение к её итогам. Также не налажена связь между образовательными этапами. В основе этим должно заниматься государство. Именно государство несёт ответственность за образование, за удовлетворение всех требований образовательного процесса от школ, институтов, университетов и т.д. Государство должно предоставлять ресурсы и средства для качественного образования, самым важным из которых являются компетентные специалисты и учёные… Если мы присмотримся к тому, как функционируют школы в исламских странах, то увидим явные упущения в обеспечении их функциональности во всех районах, особенно в сёлах и отдалённых местах. Но даже если где-то и есть обеспечение, то оно не соответствует нормативам, необходимым для поддержания достаточного уровня учебного процесса; не хватает зданий, электричества, чистой воды, вентиляции, отопления, учебных пособий и инвентаря. Школьные классы не соответствуют стандартам необходимой площади помещений и освещения, в них не хватает парт и стульев, нет достаточного комфорта для того, чтобы учащиеся могли долгое время заниматься уроками. Классы переполнены, и не только в таких районах, как Сектор Газа, где этапов образования всего три… Сюда же можно отнести Египет, в некоторых школах которого в одном классе — по 120 учащихся, или Йемен, где на одном уроке может сидеть от 90 до 120 учащихся, или Пакистан — и это ещё согласно официальным данным, опубликованным ЮНЕСКО, — который из всех стран южной Азии является лидером по плотности учащихся относительно преподавателей, где на каждого третьего преподавателя приходится до 500 учащихся, или Афганистан, в котором вообще не хватает преподавательского состава в школах, а классы переполнены так, что даже кое-где вводят учебный процесс в две смены, и каждая смена длится несколько часов, не говоря уже о том, что множество школ расположено в лагерях для беженцев. Такая же картина наблюдается в Судане, Марокко, Иордании, Мавритании, Сомали… Так же и в Турции, позиционирующей себя развитой страной, система образования страдает из-за нехватки ресурсов, бюджета и переполненности учащимися. Так, например, в восточных районах Турции сидят по 50 учащихся в одном классе. В Турции плохо распределены библиотеки и лаборатории, а где они есть, то их недостаточно относительно большого количества студентов с их спросом на литературу и научные исследования для развития их мышления и творчества… Не стоит также забывать об общем спаде изучения арабского языка, который приводит к снижению внутреннего потенциала и способности иметь самостоятельное видение образования. Если так пойдёт и дальше, то не удивительно будет скоро увидеть систематическое отдаление студентов от образования.

Что касается неграмотности, то говорить об этом можно очень долго… Неграмотность практически отсутствовала во времена Исламского Государства, потому как обучение Корану и письму было обязательным, а книг и библиотек было предостаточно. В то же самое время в Европе количество неграмотных достигало 95%. Сегодня же ситуация изменилась с точностью до наоборот, и теперь уже мы, мусульмане, страдаем от неграмотности! И это — то, к чему привела политика образования, принятая правящими режимами в исламском мире, первоначально разработанная неверным колонизатором и по сути уничтожившая мотивацию к обучению среди студентов и к преподаванию среди учителей, не говоря уже о высоких затратах, которые несут родители ради обучения детей. Также не стоит забывать об отсутствии уверенности в завтрашнем дне из-за войн и нестабильности.

Согласно «Докладу об образовании в арабском мире» (Arab Knowledge Reports) за 2014 год, количество неграмотных среди арабов достигло 51,8 миллиона человек в 2012 году, начиная от пятнадцатилетнего возраста и выше. Большая часть из этих людей приходится на женщин, а именно — 66%. Фонд ЮНИСЕФ при ООН в 2015 году заявил о том, что более 12 млн. детей в странах Ближнего Востока и Северной Африки не посещают школы или находятся на грани этого, 40% детей Афганистана не учатся в школах, 90% афганских женщин, проживающих на периферии страны, неграмотны. В докладе говорится о том, что 24 млн. пакистанских детей не имеют образования, а половина школьников в начальных классах не может читать и писать! Положение с образованием в Бангладеш вообще ужасно из-за повального мошенничества и кражи ответов на экзаменационных вопросах на всех уровнях и этапах преподавания.

Эта же проблема затронула и университеты. Если мы посмотрим на расходы на образование в свете капиталистического принципа, согласно которому эти расходы ложатся на семью студента, а не на государство, то мы находим, что высшее образование является дорогим и обременительным для семейного бюджета, из-за чего некоторые молодые люди вынуждены отказаться от своих надежд на поступление в университет, т.е. даже если молодой человек очень одарён, он не имеет возможности нести такие затраты. Бывает и так, что семья студента вынуждена продавать свои земли, имущество, брать в долг или ещё сильнее работать ради этого, как и бывает, что сам студент работает, дабы иметь возможность закончить обучение, т.к. его университет взимает с него непомерные деньги за образование, не говоря уже о стоимости книг, транспорта для передвижения и т.д… В связи с этим мы спрашиваем: разве не является образование одной из необходимостей, которую Ислам возложил на государство, обязав его обеспечивать им своих граждан? Но какова сегодня сумма расходов на образование, которую несёт государственный сектор? Общеизвестно, что исламские земли богаты материальными и людскими ресурсами, но также известно, что потенциал этих стран не принадлежит их населению, а принадлежит неверным колонизаторам, которые грабят наши земли посредством агентурных правителей, работающих на своих хозяев.

إِذْ تَبَرَّأَ الَّذِينَ اتُّبِعُوا مِنَ الَّذِينَ اتَّبَعُوا وَرَأَوُا الْعَذَابَ وَتَقَطَّعَتْ بِهِمُ الْأَسْبَابُ
«Когда те, за кем следовали, отрекутся от тех, кто следовал за ними, и увидят мучения, связи между ними оборвутся» (2:166).

Снижение уровня расходов на сектор образования является препятствием на пути развития. В 2011 году, согласно статистике, в 41 мусульманской стране на образование выделялось всего лишь 6% бюджета, в 21 стране — менее 3% от ВВП. Среди стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Турция занимает предпоследнее место в распределении средств от национальных доходов на образование. В 2015–2016 гг. Пакистан израсходовал на образование всего лишь 2,3% от ВВП! В то же самое время иудейское образование, представляющее, по сути, часть западного мира, навязанного нам на наших землях, тратит 10% от ВВП на образование, оказывает помощь большей части своих университетов и тратит в среднем 1100 долларов США на одного студента в год. Статистические данные, приводимые агентством «Al Jazeera Net», показывают, что арабские государства занимают последнее место в мире по проценту расходов средств из ВВП на научные исследования. Особенно это касается Азии и Африки, где для этих целей тратится 0,1% и 0,5% от ВВП соответственно. Согласно рейтингу, приводимому Шанхайским университетом Джао Тонг, в список 150 лучших академий мира вошло 4 академии, находящиеся на территории иудейского образования, и в то же самое время ни один арабский университет не числится в этом списке! В списке топ-500 лучших университетов мира числится только лишь один арабский «Университет имени короля Сауда», занявший 428 место! В мировом рейтинге «QS pf» 2014–2015 гг. в списке 100 лучших университетов мира не числится ни один университет из исламского мира, а в числе 400 лучших университетов числится только лишь 11. Данные еженедельного британского издания «Times Higher Education» по итогам 2016 г. говорят о том, что в списке этих 400 лучших университетов только лишь 10 — из мусульманских стран!

В большинстве случаев не все студенты получают даже свои стипендии, в т.ч. те из них, кто учится в т.н. «лучших ВУЗах». Даже там количество стипендиатов строго ограничено, как будто это — привилегия избранных! Это подавляет творчество студентов и ограничивает их вклад в развитие науки, ограничивает научные исследования, технический прогресс и возможность написания книг, хотя, в основе, поле для подобной деятельности должно быть открыто для всех как одно из их прав в принципе… Также мы видим, что бедные семьи, не имеющие возможности предоставить образование всем своим членам, отдают предпочтение парням над девушками, потому как парни в будущем будут нести ответственность за свои семьи и будут должны расходовать на них, из чего семьи делают вывод, что для парней иметь образование более необходимо, чем для девушек… Те же, кому удаётся получить университетское образование, в большинстве случаев не могут найти себе достойной работы с достойной оплатой, сталкиваются с дороговизной жизни, не чувствуют безопасности и справедливого отношения к себе в своих же странах, потому как в университетах, научно-исследовательских институтах и прочих рабочих местах преобладают кумовство, круговая порука и тирания. Добавьте к этому упомянутое ранее слабое финансирование научных исследований, что в итоге ведёт к полнейшему разочарованию среди выпускников. Отсюда и тянутся корни одной из важнейших проблем, отражающей реальность Уммы среди различных исламских народов и препятствующей построению их лучшего будущего: мы стоим перед проблемой «утечки мозгов», потому как самые образованные и опытные специалисты эмигрируют в западные страны, из-за чего Исламская Умма теряет свои идейные, культурные, образовательные и научные силы… Сотни тысяч студентов из исламских земель, которые обучаются на Западе (некоторые из них получают даже докторскую степень), не возвращаются обратно. Некоторые исследования, проведённые ЛАГ, ЮНЕСКО и Всемирным Банком, показали, что арабский мир заполняет собой треть всей «утечки мозгов» из развивающихся стран, а Турция (как пример в области образования в ряде мусульманских стран) занимает одиннадцатое место среди государств с наибольшим количеством студентов за рубежом. Иностранные институты ведут охоту за самыми блестящими умами Пакистана, вытягивая их к себе посредством сотрудничества с частными школами, конечно же, для того, чтобы в будущем использовать этих выпускников во благо своих западных государств, а не во благо Пакистана или остального исламского мира.

После всего этого мы спрашиваем: «Почему они прогрессируют, а мы плетёмся в отсталости?». Они привлекают к себе наших учёных и гордятся ими, в то время как правительства мусульманских стран гордятся своими правителями, СМИ, художниками и танцорами, не уделяя никакого внимания и заботы учёным и исследователям, не придавая им никакого веса и должного уровня! Вот так и происходит «кража мозгов» мусульман, неверные страны становятся сильнее, а мы ослабеваем!!!

В свете всего этого какими мы представляем для себя условия, в которых должны жить учёные-специалисты в наших странах? Каким должен быть их уровень с точки зрения статуса в обществе, защиты их достоинства, выдачи подобающей зарплаты и предоставления соответственных условий труда?! Если образование является одним из базовых условий развития общества, то учителя, соответственно, являются одним из важнейших столпов этого условия. Именно поэтому Ислам так сильно возвысил статус учителей в обществе, их труд и благородное призвание. Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.):

إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ وَأَهْلَ السَّمَوَاتِ وَالْأَرَضِينَ حَتَّى النَّمْلَةَ فِي جُحْرِهَا وَحَتَّى الْحُوتَ لَيُصَلُّونَ عَلَى مُعَلِّمِ النَّاسِ الْخَيْرَ
«Аллах, Его ангелы, жители небес и земли, даже муравей в своей норе и кит благословляют того, кто обучает людей благому».

Но несправедливость и тирания правителей исламских земель, естественно, не учитывают потребности ни одного мусульманина, в т.ч. — и учителей, которых Посланник Аллаха (с.а.с.) назвал наследниками пророков!.. В то время как капиталистические государства, такие как Америка, Германия и Япония, платят большие суммы денег учёным и специалистам, защищают их положение, предоставляют им льготы и почёт, которых не видят другие, мы наблюдаем, как в исламских землях, в том числе — в арабском регионе, учителя получают минимальную плату и вынуждены наниматься на дополнительную работу, т.к. их зарплаты элементарно не хватает на жизнь. Добавьте к этому отсутствие удовлетворительных условий труда, которые должны соответствовать характеру их работу и престижу преподавателя, потому как дурной вешний вид рабочего кабинета однозначно негативно влияет на отношение к ним со стороны студентов и общества. Не забудьте также о политике назначения на должности неквалифицированных преподавателей, не обладающих компетентными навыками, так что выпускники школ иной раз не могут нормально читать, писать и считать, после чего имеют большие проблемы при попытке поступить в университет. В ежегодном докладе ЮНЕСКО по вопросам образования в 2014 году говорится о том, что 43% детей в арабских странах не имеют достаточных навыков по основным дисциплинам по причине слабой подготовки преподавательского состава, а также из-за ухудшения статуса учителя в глазах общества, что отразилось на его производительности и продуктивности… и это не удивительно, ведь учителя подвергаются однозначным унижениям, когда вынуждены требовать удовлетворить их основные права, как это происходит в Египте, Тунисе, Палестине, Египте, Иордании и т.д…

Не забывайте также про совершенно неподходящие методы и способы обучения, принятые в мусульманских странах, об отсутствии в них гибкости, креативности, разнообразия и жизненной силы, что ведёт к спаду мотивации и творческой способности у студентов. Проблема заключается в том, что образование у нас построено на принципе запоминания и теоретического обучения, чтобы студент сосредоточился на запоминании абстрактной информации, не имеющей связи с реальной действительностью, или же без того, чтобы научить студента аналитике и мышлению, что ведёт его к нежеланию учиться, и в конечном итоге он покидает учебное заведение. ЮНИСЕФ уже заявила, что около 12 млн. детей на Ближнем Востоке не посещают школы ввиду нищеты, половой дискриминации и насилия, но данный доклад не учитывает статистические данные о детях, которые были вынуждены покинуть школы из-за войны в Ираке и Сирии, число которых превышает 3 млн. человек.

Всё это — естественные последствия политики правящих режимов в мусульманских странах. Это не касается только лишь некоторых из них, а наоборот, затрагивает их все. Таков итог, к которому пришёл неверный колонизатор, ибо с тех пор, как он разрушил Османский Халифат, он шаг за шагом делает всё возможное, чтобы подчинить себе земли мусульман, и защищает свои интересы в них, дабы иметь возможность и дальше беспрепятственно грабить богатства Уммы. Инструментом для себя в этом деле колонизатор избрал агентурных правителей, согласившихся стать рабами Запада. Эти агенты стали беспрекословно выполнять приказы своих западных хозяев: всё, что связано с правлением, экономикой, образованием и т.д… А для того, чтобы страны мусульман не вышли из-под контроля, Запад стал обращать их в экономическое рабство, используя Международный валютный фонд и Всемирный банк, которые, в свою очередь, привязаны к колонизаторским государствам, в особенности — к Америке. Агентурные правители стали прибегать к займам у Всемирного банка, который, с одной стороны, предлагал населению деньги, которые, согласно политике Запада, должны были истратиться очень быстро и, конечно же, на проекты, абсолютно бесполезные для конкретной исламской земли, а с другой стороны — делал мусульманские страны должниками капиталистических государств, подпадающими под полную зависимость от них.

Ни агентурных правителей, ни их хозяев на Западе вопрос образования не интересует больше, чем это необходимо для сбережения их интересов и претворения их планов и заговоров против Исламской Уммы. Предательские правители приняли политику светского образования, капиталистический подход в вопросе его финансирования и западные учебные программы, призванные к вестернизации последующих поколений мусульман, как мы упомянули об этом ранее… В исламские земли были, по сути, импортированы западные модели образования или решения некоторых западных организаций в сфере образования, которые были направлены, опять-таки, на секуляризацию образования под предлогом содействия его развитию! Примеров тому много: финская модель в ОАЭ, сингапурская, а затем и японская модель в Египте, американская модель в большей части арабских стран. Конечно же, все эти эксперименты потерпели провал, потому как все эти модели образования отталкиваются от идеологии капитализма, претворяемой западными государствами, а ведь эта идеология напрочь противоречит идеологии Ислама. То же самое касается методологии преподавания в западных странах, сама жизнь в которых отличается от нашей, а следовательно, их методы элементарно не соответствуют нашей реальности и посему не удовлетворяют требованиям наших студентов и учебных заведений.

Все эти проблемы и вопросы с образованием, с состоянием самой науки, с учителями, с их статусом в обществе не решатся до тех пор, пока не будет установлено государство, желающее защищать их, оберегать сферу образования, расценивая её как один из важнейших государственных интересов. Нам нужно государство, которое будет предоставлять возможность учиться всем людям, в целом, и каждому индивиду — в частности, будь то мужчина или женщина, не ожидая от них платы, потому как считает это своей обязанностью, и которое будет строить свою политику образования на основе исламской акъыды, и только. Нам нужно государство, которое вернёт учителю подобающий ему статус и положение среди людей… Нам нужно государство, способное вернуть учителям достойную жизнь, дабы они, в свою очередь, смогли внести свой вклад в научный прогресс, иншаАллах. Нам нужен Праведный Халифат по методу пророчества, грядущий в скором времени, при помощи Аллаха.

О Аллах! Утверди нас в претворении Твоей религии, которую Ты одобрил для нас! Помоги нам установить государство Исламского Халифата и сделай нас его свидетелями и воинами!

Муслима Шамий (Умму Сухейб)
Член Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
12 Джумада ас-сани 1438 г.х.
11.03.2017 г.