Посещение спортивных залов. Нарушение договора

Посещение спортивных залов. Нарушение договора


Atafikh

Вопрос:
«Можно ли ходить в спортивные комплексы для спортивных занятий, куда ходят женщины и мужчины, если там есть отдельные залы для женщин и мужчин?»

 

Ответ:
«По поводу спортивных залов, где есть ихтилят, то не входите туда, даже если там будут места игр для мужчин отдельно от мест игр для женщин, и так как эти залы смешанные, то это не обойдется без харама или же, минимум, сомнительного, отдалитесь от этого».

 

فقد أخرج مسلم في صحيحه عَنِ الشَّعْبِيِّ، عَنِ النُّعْمَانِ بْنِ بَشِيرٍ، قَالَ: سَمِعْتُهُ يَقُولُ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، يَقُولُ: — وَأَهْوَى النُّعْمَانُ بِإِصْبَعَيْهِ إِلَى أُذُنَيْهِ — «إِنَّ الْحَلَالَ بَيِّنٌ، وَإِنَّ الْحَرَامَ بَيِّنٌ، وَبَيْنَهُمَا مُشْتَبِهَاتٌ لَا يَعْلَمُهُنَّ كَثِيرٌ مِنَ النَّاسِ، فَمَنِ اتَّقَى الشُّبُهَاتِ اسْتَبْرَأَ لِدِينِهِ، وَعِرْضِهِ، وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ وَقَعَ فِي الْحَرَامِ، كَالرَّاعِي يَرْعَى حَوْلَ الْحِمَى، يُوشِكُ أَنْ يَرْتَعَ فِيهِ، أَلَا وَإِنَّ لِكُلِّ مَلِكٍ حِمًى، أَلَا وَإِنَّ حِمَى اللهِ مَحَارِمُهُ، أَلَا وَإِنَّ فِي الْجَسَدِ مُضْغَةً، إِذَا صَلَحَتْ، صَلَحَ الْجَسَدُ كُلُّهُ، وَإِذَا فَسَدَتْ، فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ، أَلَا وَهِيَ الْقَلْبُ

Муслим вывел в своем Сахихе от Шахбийя от Нухмана ибну Башира, который сказал: «я слышал, как он говорит: «я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, говорил: (и Нуман указал своими двумя пальцами на свои уши) «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и этим кусочком является сердце».

 

Вопрос:
«Каково решение шариата относительно штрафов в договорах, если человек, например, не выполняет обязательства по договору, опаздывает на работу, выполняет ее не качественно?»

 

Ответ:
«Если штрафы за опоздание были для погашения долгов, то это будет риба (процент), т.е — харам. А если опоздание будет в договорах работы и будет упомянуто в условиях договора, то это дозволено, потому что мусульмане бывают при своих условиях до тех пор, пока не дозволяют запретное и не запрещают дозволенное, подобно тому, как сказал Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, в благородном хадисе, выведенным Табарани (в Аль-кабир) от Касир ибн Абдуллаха ибн Амра ибн Авфа Аль-музаний от его отца от Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, который сказал: «Мусульмане на тех условиях, которые они ставят, кроме условия, запрещающего дозволенное и дозволяющего запретное, и дозволено примирение между людьми, кроме примирения, дозволяющего запретное и запрещающего дозволенное». И, если было определено время в договоре для исполнения работы и владелец работы поставил условие, чтобы работник не опаздывал до какого-то срока, а иначе — обязующийся выполнить данную работу платит штраф, это дозволено, и это потому, что опоздание в исполнении в назначенный срок иногда наносит вред владельцу работы, а Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал:

 

«لَا ضَرَرَ وَلَا ضِرَارَ»
«Нельзя причинять вред ни себе, ни другим» (выведено Ахмадом от ибн Аббаса)

 

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта

09.12.2013 г.